search
main
0

Эффект забывания

Участников исследования проверили на долговременную память

Почему мы порой забываем даже о тех вещах, которые только что держали в голове? Одна из причин – так называемый эффект дверного проема, который недавно исследовали Оливер Бауманн и его коллеги из Университета Бонда в Австралии. Результаты работы были опубликованы в журнале BMC Psychology.

Выйдя за дверь, можно забыть, зачем сюда направлялся. Фото с сайта fotki.yandex.ru

Наверняка и у вас бывало такое. Вы занимаетесь каким-то делом, потом выходите в другую комнату или на кухню и забываете, зачем шли. Исследователи решили выяснить, почему такое вообще происходит. Для этого они набрали команду из 29 добровольцев, которым предложили «путешествовать» по виртуальным комнатам с помощью VR-гарнитуры. В ходе эксперимента участники должны были запоминать, какие предметы лежат на столах в этих «комнатах». Например, там лежали желтый крест, синий конус и т. д. Иногда эти объекты все находились в одной «комнате», иногда – в разных. В среднем испытуемые успешно справились с этим заданием.

На следующем этапе в эксперименте приняли участие уже 45 человек. На этот раз их попросили не только запомнить предметы, но и параллельно выполнить несложное задание на счет. Результат оказался хуже, чем ранее. Добровольцы либо сбивались со счета, либо забывали о части увиденных предметов. В третьей серии экспериментов 26 испытуемых должны были посмотреть видео, снятое от первого лица в коридорах университета. На стенах здания висели изображения бабочек, которые нужно было запомнить. И наконец, на четвертом этапе надо было снова посчитать бабочек, однако на сей раз самостоятельно пройдя по этому маршруту. Большинство с заданием справились независимо от того, смотрели они видео или сами ходили по коридорам.

Авторы исследования пришли к выводу, что «эффект дверного проема» возникает из-за многозадачности. Наш мозг способен удерживать только определенное количество информации. Если мы пересекаем какие-то границы, например выходим из комнаты в коридор, наша рабочая память перегружается и «сбрасывает» последнюю задачу. Поэтому мы забываем, что хотели сделать. По словам ученых, забывание происходит и при других условиях. Если у нас в голове множество дел, то есть вероятность того, что о части их мы забудем, даже если они достаточно важны. Разумеется, если не станем постоянно пользоваться «напоминалками» или ежедневником.

О другом исследовании, связанном с памятью, рассказал Journal of Neuroscience. Ученые решили проверить, что заставляет людей лучше запоминать информацию. 29 испытуемым демонстрировали две картинки, которые были практически одинаковыми, но имели незначительное различие в цветовой гамме. В первый день эксперимента добровольцев попросили запомнить эти изображения, а на второй день – вспомнить их детали. При этом мозг участников сканировали при помощи функцио­нального МРТ. Были выявлены изменения параметров мозгового кровотока и насыщения крови кислородом. Кроме того, в процессе воспоминаний была задействована теменная кора мозга. Это означало, что мозг изначально преувеличивал разницу между объектами для лучшего запоминания. Возможно, этот механизм способствует и искажению воспоминаний, но пока исследований на данную тему не проводилось.

Что же касается нашей долговременной памяти, то ее можно улучшить с помощью так называемых локусов. Этот метод относят к мнемоническим техникам, известным со времен Древнего Рима. Ныне он применяется в случае необходимости запомнить большое количество разнообразной информации, включая цифры и названия. При этом информация привязывается к хорошо знакомым человеку местам – это и есть локусы. Скажем, человек мысленно заходит в библиотеку, там на одной полке лежит первая вещь, которую ему нужно было запомнить, на другой – вторая и т. д.

Исследователи из Венского университета (Австрия) во главе с Изабеллой Вагнер попытались понять, надолго ли люди способны запомнить информацию по этой методике. Они сравнили показатели памяти около 20 специалистов, прошедших обучение методу локусов, с результатами, полученными от 16 участников контрольной группы. Во второй серии испытаний участвовали 50 человек, из которых одна группа прошла шестинедельный тренинг с использованием методики локусов, вторая тренировала память другим способом, а третья вообще не проходила никакой тренировки. В обоих случаях измерялась мозговая активность добровольцев в процессе заучивания и запоминания слов, а также в перерывах между тестами.

Четыре месяца спустя участников проверили на долговременную память. Оказалось, что прошедшие ежедневные получасовые тренировки по методу локусов могли запоминать до 50 слов и объектов. Для тех, кто обучался по другой методике, этот параметр составлял около 30 позиций, а для неподготовленных – около 27, что ненамного меньше, чем у второй группы. Авторы исследования пришли к заключению, что запоминание информации по системе локусов способствует более эффективной ее обработке в областях мозга, связанных с памятью и пространственной ориентацией. При этом у них наблюдалась более низкая активность в районе лобной доли и гиппокампа.

«Тренирующийся мозг может работать лучше при меньшей активности», – считает Вагнер. Она полагает, что тренировки по методике локусов приводят к возрастанию количества нейронных связей, благодаря которым новая информация сохраняется в виде долговременных воспоминаний. Также у показавших наилучшие результаты в запоминании обнаружились более прочные связи между гиппокампом и соответствующими участками коры головного мозга. «Это изменение мозговых связей указывает на то, что после тренировки воспоминания закрепляются, а значит, они могут храниться длительное время», – заявляют авторы исследования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте