search
main
0

Эффект ВСОКО

​Создание крупных образовательных организаций совпало с принципиальными изменениями условий и регламентов школьной жизни, и в первую очередь речь идет о применении независимых оценочных процедур при ОГЭ-9.

ОГЭ прошлого года, когда некоторые школы ВПЕРВЫЕ вывели выпускников основного общего образования на независимый формат, обнажила проблему академической честности, проблему готовности школы отвечать социальным запросам, проблему обеспечения социализации обучающихся. Пережитые проблемы, в том числе и ГСГ, появились не вчера, они были вызваны к жизни несколькими факторами. Проблема академической честности напрямую связана с несоответствием внешнего и внутреннего оценивания образовательных результатов и непониманием сути оценивания, в том числе серьезности задачи по формированию действий контроля и оценки учащихся. Мы вправе говорить об актуальности задачи по формированию в обществе потребности в независимых оценочных процедурах. В них должны быть заинтересованы и учащиеся, и их родители, и учителя. Достичь этого можно через единые требования к таким процедурам как внутри образовательной организации, так и при участии внешних экспертов: региона, страны, международных организаций, через системный подход к оценке. ГСГ после окончания реорганизации посвятила августовский педсовет 2014 года сопоставлению внутреннего и внешнего оценивания образовательных результатов. По результатам ОГЭ-2014 и городских диагностических работ мы выявили несоответствие: занижение и завышение внутреннего оценивания по отношению к внешнему. В ходе анализа данных всех школ, входящих в состав ГСГ, были выявлены и другие системные проблемы и факторы, их определяющие. Проблему готовности школы отвечать социальным запросам мы связываем с недостаточной интеграцией единого многомерного образовательного пространства организации, недостаточной методической оснащенностью (рабочие программы разного уровня, предметные и метапредметные КИМы), низким уровнем профессиональной компетентности педагогов, дефицитом опыта создания оценочной стратегии крупной школы. Проблема обеспечения социализации обучающихся проявляется в несоответствии между предметами выбранного учащимися профиля и сдаваемыми ЕГЭ, в недостаточном интересе выпускников школ к социально значимым профессиям, в дефиците практико- и личностно ориентированного образования в школе.Проведенный нами анализ и стал отправной точкой моделирования ВСОКО в ГСГ:     ВСОКО в соответствии с законом относится к компетенции образовательной организации, регламентируется локальным актом гимназии;     ВСОКО в ГСГ – структура, основное назначение которой – контроль и оценка эффективности введения ФГОС: достижение требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;     отвечает за реализацию ВСОКО заместитель директора гимназии – руководитель службы качества образования;     информация о ВСОКО подробно представлена на официальном сайте ГСГ http://gsg.mskobr.ru/obrazovanie/vsoko/. При создании ВСОКО в ГСГ мы решаем несколько фундаментальных задач:     формирование стратегии диагностик (в каких классах, в какие сроки, когда проводить диагностические работы);     разработка, составление КИМов полным пакетом (демоверсия, кодификатор, спецификация);     осуществление мониторинговых процедур в соответствии с заданным регламентом;     обработка полученной информации и ее представление в заданном формате. В рамках ВСОКО целесообразным мы считаем проведение диагностических работ 2 или 3 раза в течение учебного года: стартовая, рубежная и итоговая. При разработке школьного графика проведения проверочных работ мы учитываем возможность использования городских независимых диагностик, которые предлагает МЦКО на текущий учебный год. Выбор независимых диагностик осуществляет методический совет ГСГ, учитывая, что:     метапредметные результаты целесообразно посмотреть в 5-х и 10-х классах, то есть в начале программы того или иного уровня;     очень важны диагностики на пороге ОГЭ и ЕГЭ, для того чтобы точнее скорректировать освоение программы;     в перспективе мы считаем крайне важными независимые процедуры по физике, химии, биологии;     с большим интересом методический совет ГСГ отнесся к материалам МЦКО для внутренних процедур по таким предметам, как английский язык в 4-м классе, информатика в 5-м классе, технология, изо и проектная деятельность – это и возможность использовать КИМы, разработанные специалистами, и образец для создания собственных материалов. Выбранные методическим советом гимназии независимые процедуры дают возможность увидеть результаты всех классов параллели на фоне результатов города. Это особенно актуально на этапе построения единого образовательного пространства. Таким образом, ВСОКО складывается из внешних (обязательных процедур ГИА, выбранных гимназией независимых диагностик) и внутришкольных диагностик, материалы к которым разрабатывает школьная служба качества образования или МЦКО. В школьную службу качества образования входят ведущие учителя-методисты и специалисты технической поддержки. К осуществлению процедур ВСОКО мы привлекаем учителей, психологов, социальных педагогов. Учителя-методисты, то есть ведущие, наиболее результативные и авторитетные педагоги с дополнительным функционалом, опираясь на имеющийся опыт разработки КИМов, формируют соответствующие пакеты для проведения диагностических работ; руководитель службы составляет график проведения работ, назначает наблюдателей для проведения и экспертов для проверки работ. Например, проведение стартовых диагностических работ по единым КИМам в режиме «с наблюдателем» – дело затратное, но очень полезное. Стартовую диагностику по всем классам и по всем предметам, которые есть в учебном плане, надо проводить для формирования СИСТЕМЫ. Все стартовые диагностики проводят в режиме «с наблюдателем», проверку осуществляют независимые эксперты. Соблюдение этих условий дает возможность создать БАЗУ данных, которая становится отправной точкой в мониторинге учебных достижений каждого учащегося, каждого класса, каждого УЧИТЕЛЯ. В апреле 2015 года можно было говорить о том, что проведенная тотальная стартовая диагностика сформировала систему даже не на один год. В прошлом учебном году наши ученики участвовали в 19 выбранных ГСГ независимых диагностиках: предметных и метапредметных, в этом году выбраны примерно столько же процедур, при этом больше охват, так как участвуют учащиеся всех классов параллели. Сравнительный анализ охвата различными независимыми оценочными процедурами (от внутренних до ГИА) учащихся, учителей, предметных программ демонстрирует яркую картину изменений, например, по большинству выпускников 11-го класса СП1 ГСГ сегодня мы имеем полный мониторинг результатов освоения образовательной программы начиная с диагностики готовности к школе. В этом учебном году мы заложили основу такого мониторинга для всех обучающихся в ГСГ. Если же говорить об учителях, то практически каждый педагог выступил не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта ВСОКО. Все это формирует особое качество образовательного пространства, единство требований в образовательной организации. В соответствии с полученной информацией о результатах стартовой диагностики мы формируем стратегию мониторинговых исследований: по школам, по классам, по учителям, по предметным и метапредметным результатам. В рамках ВСОКО состоялись первые мероприятия по формированию метапредметных методических объединений учителей по параллелям, которые решают конкретные вопросы по введению в педагогическую практику метапредметного содержания. В нынешнем учебном году мы изучили сформированность у учащихся метапредметных результатов в таких процедурах ВСОКО, как:     специальные метапредметные независимые диагностики;     12-я научно-практическая конференция учащихся. Активное участие гимназистов в социальных проектах, в акциях, конкурсах и фестивалях можно рассматривать как свидетельство формирования личностных результатов. Обобщением этой информации занимаются классные руководители. Ярким примером высокого уровня проявления личностных результатов стала регистрация на открытую олимпиаду ГСГ «КЛЮЧ», которая идет на сайте гимназии. ВСОКО – это система, не отменяющая и не заменяющая контроля качества, осуществляемого традиционно самим учителем. Для текущего тематического контроля учителя используют дидактические материалы УМК, а также публикации СтатГрада. Таким образом, формируется единая оценочная система. При этом результаты стартовых, рубежных и итоговых диагностик, осуществленных в независимом режиме, становятся индикаторами объективности учительской оценки. Для ГСГ соответствие результатов всех способов организации оценивания – первый и необходимый шаг на пути повышения качества образования. Учителя гимназии сегодня ведут свою профессиональную деятельность в условиях, когда им необходимо изменяться (и это тоже своеобразное достижение ВСОКО), то есть освоить новые профессиональные компетенции, научиться:     критически оценивать результаты своей работы в соответствии с новыми условиями школьной жизни;     пользоваться существующими методическими ресурсами;     методически грамотно составлять материалы для текущего контроля успеваемости;     относиться к своим рабочим программам как к инструменту в достижении образовательных результатов. На сегодняшний день стало очевидно, что реализация в гимназии ВСОКО способствует формированию профессиональной среды:     качественно улучшается профессиональный диалог учителей;     происходит корректировка рабочих программ на основе реальных результатов;     формируется внутришкольная система повышения квалификации учителей. Это дает возможность так использовать результаты независимых диагностик:     для учащихся и их родителей как основание для расширения спектра рабочих программ: программа «Предмет для жизни», программа для продолжения базового изучения, программа для углубленного изучения – в 2014-2015 учебном году по математике, физике, иностранным языкам;     работа с содержанием диагностик и освоение форматов в соответствии с требованиями ФГОС (демоверсии, спецификации, кодификаторы) становится для учителя условием повышения профессиональной компетенции;     как индикатор соответствия внешнего и внутреннего оценивания для учителей, руководителей, учащихся, родителей. Результаты независимых диагностик в числе других показателей (ГИА, ВСОКО) дают основания для принятия важных управленческих решений:     кадровых: – подтверждение результатов при аттестации педагогов на первую и высшую категории; – ротация кадров; – повышение квалификации;     организационных: применение возможностей учебного плана как гибкого инструмента организации образовательного процесса – сформированы коррекционные группы для дополнительных занятий по математике, в параллели 7-х и 9-х классов сформированы уровневые группы для организации уроков алгебры. Для обсуждения и апробации другие образовательные организации на официальном сайте ГСГ могут ознакомиться с документами и регламентами ВСОКО. Это:     локальные акты, описывающие функционирование ВСОКО;     стратегия оценочных процедур, разработка КИМов полным пакетом;     актуализация и применение личностных и метапредметных результатов;     создание широкого спектра образовательных маршрутов для учащихся;     стажировочные площадки для учителей по освоению деятельностного подхода;     апробация альтернативных оценочных инструментов и процедур. Сегодня мы ведем работу по проектированию следующего учебного года, в том числе планируем и оценочные процедуры. Уже сейчас методический совет ГСГ обсуждает анкету МЦКО по формированию плана диагностик, анализирует календарь процедур с учетом выбранных каникул, определяет дефициты ВСОКО:     от МЦКО мы ожидаем новые КИМы, независимые процедуры с обработкой, результаты классов ГСГ на фоне результатов города, возможность выбирать независимые оценочные процедуры по различным предметам;     от профессионального сообщества – обсуждение опыта оценивания личностных и метапредметных результатов освоения программы;     от науки – методическое оснащение реализации рабочих программ «предметов для жизни». ВСОКО – это прежде всего актуальная информация, которая может стать основой управленческих решений руководителя для выполнения образовательной организацией государственного задания. И хотя ВСОКО сегодня – это общее для всех требование ФГОС, эффективная система оценки качества образования всегда специфична, потому что она настроена на нужды и запросы конкретной образовательной организации. Ирина ПАТРИКЕЕВА, директор ГСГ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте