С чем у нас хорошо, так это со зрелищами. Хуже с хлебом насущным, поскольку зарплаты остаются неизменными или, как это ни парадоксально, уменьшаются при неуклонном увеличении их размера. Нельзя сказать, что власть имущие не понимают – качество обучения нельзя повысить, не увеличивая оплату труда учителей. Но позиция власти своеобразная: она хочет поднять зарплату, не увеличивая при этом бюджетные расходы. Манипуляции чиновников сродни аттракциону иллюзионистов: уловить, как все происходит, невозможно. Ловкость рук власть имущих может привести к тому, что педагогам положат на блюдечко с голубой каемочкой готовое решение и им придется смириться с той или иной системой оплаты труда, поскольку решение уже будет принято всеми, включая законодателей и президента. Поэтому сегодня тот самый момент, когда не может и не должно быть пассивности в рядах работников образования, ибо решается вопрос об оплате их труда.
Что даст принятие нового МРОТ? В принципе работникам образования тут ничто новое не светит, но у них появится право требовать более высоких базовых ставок по профессионально-квалификационным группам. При МРОТе в 2000 рублей учитель уже не должен будет получать как базовую ставку 2000 рублей. После принятия закона тарифная ставка первого разряда оторвется от МРОТ. Гарантий не останется практически никаких, ими смогут стать только базовые ставки , которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но и они пока еще не получили достаточного уровня легитимности, так как в ТК РФ записано, что Правительство РФ может устанавливать базовые ставки («может» не обязательно означает «должно»). Профсоюз считает, что одновременно с принятием закона придется требовать внесения изменений в Трудовой кодекс, чтобы базовые ставки обязательно устанавливались Правительством РФ, ибо других гарантий на федеральном уровне уже не останется.
Как вы поживаете, госпожа Реформа?
Сегодня учителям говорят, дескать, зарплата будет хорошей не в результате увеличения финансирования на эти цели, а только в случае успешного проведения модернизации образования. Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Исаак Калина говорит так: «Зарплата в нашей отрасли ниже в два раза, чем зарплата в экономике, потому что за 15 лет многие отрасли экономики претерпели существенные и сущностные изменения. Не модернизировалась такая отрасль, как сельское хозяйство, и оно отстает от образования по заработной плате. Такая же ситуация и с некоторыми отраслями социальной сферы, которые недалеко ушли от образования». Это, по мнению Калины, дает повод задуматься над тем, что если и система образования не будет модернизироваться, то зарплата педагогов будет такой же, как и во всех немодернизированных отраслях. Правда, лично Исаак Иосифович считает, что «запускать изменения оплаты труда в субъектах РФ, которые не могут увеличить финансирование на эти цели, бесполезно», и прав, ибо бесполезны разговоры о введении отраслевой системы оплаты труда без изменения финансирования. В свое время для ее введения нужно было вдвое увеличить фонд оплаты труда, на что финансисты не пошли. Не факт, что пойдут и ныне. Иными словами, говорят чиновники, модернизируйтесь, ищите внутренние ресурсы, тогда поговорим и о повышении зарплаты.
Требуется Дед Мазай
Связь «модернизация – зарплата», по мнению чиновников, поможет убить двух зайцев. Во-первых, возбудить живой интерес педагогического сообщества к проводимым реформам, во-вторых, дать ему понять, что реформа – это благо еще и чисто материального свойства. Именно этим во многом и объясняется то, что педагоги мирятся практически со всеми реформами, в том числе с безудержным сокращением сельских школ. Им говорят, что невыгодно-де их содержать, лучше использовать те средства на улучшение материального положения работников образования. Ситуация как на воздушном шаре: чтоб он поднялся, нужно сбросить груз, несколько пассажиров полетят вниз, но остальные ведь воспарят в небо. Цену реформ мы узнаем позже, когда станут понятны все промахи и потери в кадровой политике, но сегодня в обстановке всеобщего компромисса царит госпожа Реформа.
Мы люди не местные
Прошли те времена, когда на федеральном уровне определяли, какой быть зарплате бюджетников. Сегодня всяк регион сам себе начальник и законодатель, поэтому стремится разработать свою систему оплаты труда, поставив во главу угла не благо бюджетников, а исключительно экономию средств. Сократив одних, регионы пытаются облагодетельствовать других в расчете на существенную интенсификацию их труда. Сами регионы порой не могут разработать себе систему оплаты труда, поэтому и ездят по стране своеобразные коробейники, предлагая свои услуги и объявляя себя чуть ли не сотрудниками Минобрнауки РФ, главными идеологами модернизации. Судя по тому, что министерство это не опровергает, можно предполагать, что и в самом деле все так и есть. Чаще всего это те реформаторы, которые сначала предлагают разные изменения, добиваются их одобрения властными структурами, а потом сами же и хотят внедрять их в регионах за смешную сумму от 600 тысяч до миллиона рублей. Тот регион, что не идет у них на поводу, тут же объявляется отсталым, не желающим идти в ногу со временем.
Детки вне сетки
Особую ярость у таких реформаторов вызывает желание многих опытных экономистов выстраивать системы оплаты труда на базе Единой тарифной сетки. Не нравится реформаторам ЕТС, хотя еще совсем недавно они кидали в воздух чепчики и одобряли эту разработку как суперноваторскую. Можно было бы, конечно, прислушаться к ним, только вот некоторые из них, хоть вслух об этом никто не говорит, большие дилетанты, не имеющие ни соответствующего образования, ни опыта работы в экономике. Все их достоинство – умение читать и узнавать, как и что делается за границей, а также ловко примерять иноземное к российскому, пытаясь скроить платье российского образования по иномеркам. Наверное, поэтому внятного ответа на вопросы «Что делать? и «Как делать?» они не дают, ничего существенного не предлагают.
Три «К»
На недавнем Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием с докладом о новой системе оплаты труда выступал заместитель Исаака Калины Игорь Реморенко. Почему потребовался такой доклад? В грядущем конкурсе регионов есть два весомых пункта, которые будут в основном определять лидерство: введение нормативного финансирования и наличие отраслевой системы оплаты труда работников образования. Какой должна быть эта система, пока не знает толком никто, поэтому Игорь Михайлович и поведал педагогической общественности, какие планы зреют в Минобрнауки РФ.
Игорь Реморенко, в частности, заметил: «Очень любопытно, что тарифная ставка или оклад, по мнению Российской трехсторонней комиссии, должны зависеть от трех «К»: количества труда, его качества, требований к квалификации работников. Это весьма инновационный подход…». Игорь Михайлович уделил внимание и еще одному важному принципу – повышению уровня зарплаты. По его мнению, очень важно, чтобы вводимые механизмы не консервировали сложившийся уровень оплаты труда педагогов, а способствовали его повышению, поэтому необходимо вводить такие экономические механизмы, которые стимулировали бы увеличение зарплаты.
А ЕТС попросили остаться
Российская трехсторонняя комиссия при разработке региональных систем оплаты труда и в самом деле рекомендовала придерживаться 18-разрядной Единой тарифной сетки с соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1 к 4,5 и категорирования работников учреждений бюджетной сферы, установленного на федеральном уровне; некоего общего порядка установления размеров выплат стимулирующего характера; осуществления выплат отдельным категориям работников учреждений бюджетной сферы (при получении образования, присвоении квалификационной категории, присуждении ученой степени кандидата или доктора наук и так далее). Но учитываются ли рекомендации РТК при разработке новых систем оплаты труда?
Все эти штаты
и оклады
Игорь Реморенко подвел на Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием некоторые итоги: «По признанным квалификациям новая система оплаты труда близка так называемой повременно-премиальной, может быть, даже повременно-сдельной. Иногда НСОТ путают со сдельной системой оплаты труда, что совершенно неправильно, поскольку в образовании нет «количества выработанной продукции». Если бы это было так, то учителям надо было бы платить за конкретное количество сформированного у учащихся мировоззрения, за конкретное количество переданных знаний, умений и навыков. Понятно, что в условиях системы образования это слишком технократический подход. Но НСОТ это и не новомодная смешанная система оплаты труда, ибо баллы за качество работы учителям не начисляются, как это принято на многих новых малых предприятиях. Первое и главное в новой системе оплаты труда – зависимость платы от качества и результативности труда. Во всех новых подходах аспекты учета результативности труда на первом месте. Разница состоит лишь в том, что одни полагают: выплаты за результативность заранее должны быть регламентированы самое меньшее на муниципальном уровне, другие уверены: надо дать волю самим образовательным учреждениям, чтобы они договорились о качестве и результативности непосредственно с потребителями, мнение которых должно быть обязательно представлено при процедуре установления стимулирующих надбавок педагогам. В этом смысле следующая важная характеристика – участие органов самоуправления общеобразовательных учреждений: совета общеобразовательного учреждения, попечительского совета, профсоюза в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Если это участие активное, деятельное, то и фонд стимулирующих надбавок должен быть не малым – около 30 процентов. Наконец, в оплате труда должны прозрачно учитываться все виды деятельности учителей, включая внеклассную работу, взаимодействие с родителями, работу в методических объединениях и так далее».
Минимум – две тысячи, и ни в чем себе не отказывайте
Возникает вопрос: что можно изменить без кардинального изменения тех рамок, в которых происходит расчет заработной платы педагогов? В конце ноября Государственная Дума РФ должна рассмотреть законопроект о минимальном размере оплаты труда – МРОТ. Это очень важный документ, и есть надежда на то, что он будет поддержан парламентским большинством, ибо инициирован «Единой Россией» и один из его авторов – спикер Госдумы Борис Грызлов. Кстати, это может обеспечить прохождение законопроекта, прецедент уже есть. Только авторство Бориса Вячеславовича помогло принять другой закон – о надбавках за ученую степень, который тормозили все, кто только мог, но все же накануне рассмотрения спикер сумел добиться положительных заключений и от Администрации президента, и от правительства. Тут лидеру «Единой России» нужно отдать должное.
Сегодня законопроект о минимальном размере оплаты труда находится в стадии предварительной подготовки и активных переговоров. Как известно, согласно этому законопроекту, предлагается установить МРОТ на уровне 2000 рублей. Такое предложение выдвинуто в Думе впервые. При всех недостатках, которые могут обнаружиться, законопроект все-таки создаст новую политическую ситуацию. Возможно, дальше последует создание и иной экономической ситуации, но пока авторы законопроекта – Борис Грызлов, председатель Комитета ГД РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев, председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев и председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева – утверждают, что он не потребует дополнительных финансовых расходов. А как утверждать иное, если в бюджет 2007 года эти предложения не вошли? Большинство экспертов с авторами не согласны, но те свою точку зрения отстаивают, потому что иначе законопроект никто не примет. Впрочем, авторы уже предвидят, что при введении закона возникнет немало вопросов, связанных с пересмотром структуры взаимоотношений муниципальной, региональной и федеральной властей в части обеспечения его реализации.
А нам ничего не светит
Что даст принятие нового МРОТ? В принципе работникам образования тут ничто новое не светит, но у них появится право требовать более высоких базовых ставок по профессионально-квалификационным группам. При МРОТе в 2000 рублей учитель уже не должен будет получать как базовую ставку 2000 рублей. После принятия закона тарифная ставка первого разряда оторвется от МРОТ. Гарантий не останется практически никаких, ими смогут стать только базовые ставки и оклады, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но и они пока еще не получили достаточного уровня легитимности, так как в ТК РФ записано, что Правительство РФ может устанавливать базовые ставки («может» не обязательно означает «должно»). Профсоюз считает, что одновременно с принятием закона придется требовать внесения изменений в Трудовой кодекс, чтобы базовые ставки и оклады обязательно устанавливались Правительством РФ, ибо других гарантий на федеральном уровне уже не останется.
Комментарии