Сейчас я хочу обсудить свободу выбора и ответственность учителя на фоне частой (для сильных школ, молодых учителей и нестандартных программ) и трудной ситуации: ученик, переросший учителя. Жуковский несколько романтизировал такое положение, послав Пушкину свой знаменитый портрет с надписью «Победившему ученику от побежденного учителя», навсегда сделав этим ситуацию чуть менее неправильной, и все же.
Когда в классе появляется (или, реже, вырастает) ученик, академически превосходящий учителя в его предмете, – это всегда тектонический сдвиг всего учебного процесса, извержение вулкана, ужас, подобный последнему дню Помпей, разрушающий привычный покой и самоуверенность учителя.Часто так случается, когда ученик увлекается каким-то разделом науки (и начинает глубоко в нем копать) или олимпиадным движением (и тренируется по пять часов в день). Учитель тогда оказывается в положении жителя Помпей, которого вот-вот настигнет раскаленная лава: неугасимый энтузиазм и талант ученика, превышающий на данный момент возможности учителя.У учителя чаще всего не хватает ресурса продвигаться в узкой области предмета с той же скоростью. Для него внезапная катастрофа сколь травматична, столь же и потенциально плодотворна.Перед учителем встает выбор: как реагировать. И ответственность его заключается в том, чтобы сделать все, что в его силах, для взращивания таланта ученика. Как минимум не навредить.Возможные стратегии поведения учителя в такой ситуации те же, что и при извержении вулкана (если вы взглянете на картину «Последний день Помпеи», все типы реагирования там выразительно изображены). Вот из чего можно выбирать (стратегии перечислены в порядке увеличения личной ответственности учителя за происходящее):1. Сесть на землю, и будь что будет.Применительно к ситуации урока это означает не делать ничего. Никак не выделять «опасного» ученика, не замечать, не противостоять. Давать те же задания, что и всем. Игнорировать его запрос на движение вперед. После его слишком уж неудобных вопросов разражаться приступом кашля.2. Уплыть на корабле.Так сделал Плиний Младший, оставивший нам свои воспоминания о гибели Помпей. С точки зрения нашей ситуации это значит, что учитель физически покидает класс опасного ученика: увольняется или уходит в декрет, например. Проблема исчезает, но не решается, а ждет беглеца в новом месте (на Земле кроме Везувия еще около 800 вулканов).3. Метаться в панике.То признавать особое положение особого ученика, то одергивать и призывать к коллективной сознательности, иногда давать особые сложные задания, а затем, наоборот, давать задания наравне со всеми, назначать своим заместителем, а потом гнать из класса за дерзости. Гибельная стратегия.4. Спрятаться в домике.Честно признать, что «на данном уровне я с этим учеником (крайний вариант – с этим классом) не справляюсь» (а если еще только вторая четверть, а четыре года впереди…), и найти человека поквалифицированнее, который возьмет на себя индивидуальную научную работу с этим учеником или вообще ведение предмета в этом классе. Учиться у него изо всех сил.5. Повернуться вулкану навстречу.В ситуации школы это значит содействовать прогрессу «опасного» ученика, учиться у него, отважно признать его частичное первенство. Приветствуя его, сосредотачивать внимание на остальных. Это опасно, но плодотворно.6. Взять самое дорогое и попытаться обогнать течение лавы.Учитель в силах попытаться профессионально обогнать ученика, несмотря на все препоны. Вот это стратегия победителей!Виват ученикам перерастающим и превосходящим!Если б не Везувий, кто бы знал о Помпеях?Ольга СТАРУНОВА, учитель информатики и ИКТ Московского химического лицея №1303
Комментарии