«Новые технологии в образовании». Скажем, что в этом словосочетании нам не нравится ни одно слово, – и сразу угодим в разряд замшелых ретроградов, почти асоциальных и уж точно недостойных! Но все существо словесника и любителя русской классики восстает против слова «технология» в приложении к живой человеческой личности. Да и «образование», пожалуй, скорее формирование взгляда на мир, даже, наверное, умения смотреть. Но понимаем: «мастерство», «наука педагогика», «образовательная услуга», «не все же по призванию…», «многомиллионная армия учителей…» и прочее.
Мы точно знаем: как ни назови наше школьное дело, каких технологий ни изобрети, в основе любого приема – педагогического, технологического, нового, старого – должен быть интерес, собственный интерес того, кто за это берется. Наша главная технология, как ни крути, – эффект увлекания, заражения тем, о чем говоришь. И если уж говорить о новых технологиях, то только в том смысле, что современные информационные возможности могут помочь в достижении результата там, где этого результата всегда нужно было добиваться.
Вот, например, книга… Что мы цепляемся за нее? Кричим, что «дети мало читают», что «это ужасно», что «нация теряет нравственные корни» и, уж конечно, дальше по шаблону: «В наше время не так было…» Знаете, мы действительно считаем, что литература как школьный предмет никого не накормит и никого не научит жить (знаем, что происходит с теми, кто в качестве жизненного образца берет книжный образ!), она нужна лишь тем, кто задумывается: зачем пришел в мир и что такое этот мир, кто такой «я» и другие «я»… Что такое человек – самое загадочное на свете существо… Нет ни одной науки, которая бы поставила точку в этом вопросе! И вот тогда муки, страдания и открытия тех, кто пытался найти себя и через слово выразить свое отношение к миру, к человеку, к жизни и смерти, будут в чем-то близки и понятны, приоткроют завесу над тайной. Мы никогда не скрываем от детей этой правды, но изо всех стараемся сделать для них интересным взгляд на мир другого человека и очень радуемся, когда попытка понять этот взгляд, увидеть его особенности становится для детей действительно неформальной.
Да, для этого необходим художественный текст, но вот нужно ли забираться с ногами в кресло и переворачивать обладающие особым книжным запахом страницы? Конечно, нам кажется, что с гаджета, который уже приучил наших учеников скользить по экрану глазами (скроллить), но никак не вчитываться и не тормозить, по-настоящему читать невозможно! Столько лет изучали технологии быстрого чтения и так гордились, что овладели ими в совершенстве… И вот вам – читать медленно разучились. А как читать быстро, если писатель не передает информацию, а рассуждает, пытаясь понять самого себя?..
А как заставить ребенка читать медленно? Поверьте, лучший способ – читать вслух вместе с ним! И вот тут как раз и Zoom, и Teams, и Scype вам в подмогу! Уже в течение многих лет (правда, карантин и дистант в этом году на некоторое время прервали нашу «песню») мы предлагаем ребятам раз в неделю по вечерам «собираться» у компьютеров и устраивать вот такие совместные чтения! И, конечно, приветствуется, если к нам присоединяются родители (между прочим, тоже весьма благодарные слушатели) и выпускники (у нас даже есть специальная группа выпускников, куда помещаются программа и планы виртуальной избы-читальни). Как правило, это не произведения из школьной программы (хотя и программное тоже почитать можно), но что-то сопутствующее. Ну вот, например, после описания Бородинского сражения в «Войне и мире» весьма любопытно почитать, как то же самое сражение видел Мари-Анри Бейль – офицер наполеоновской армии, скорее известный под своим литературным псевдонимом Стендаль. Или поразмышлять над загадками японца Рюноскэ Акутагавы – на самом деле человека того же поколения, что автор «Трех товарищей». Или переписка Чехова с Ольгой Книппер… И обсуждение тоже начинается подчас как-то само собой… И иногда перерастает в разговор о театральном или видеовоплощении, которое вполне можно посмотреть.
Вот еще одна старая новая технология – теперь, когда не только кинофильмы и телеспектакли, но и театральные постановки по преимуществу записываются и легко находятся в Интернете, появилась прекрасная возможность обсудить разные воплощения одного и того же сюжета – в зависимости от исторического времени или режиссерской интерпретации.
Cовременный режиссер Сергей Урсуляк в одном из интервью упомянул, что во Франции «Отверженных» ставят каждые сорок лет, и это правильно, потому что поколения меняются, а необходимость «вступить с Гюго в диалог» остается. У нас не так, конечно. Но «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Ревизор» – замечательный материал для обсуждения. А если еще заглянуть в театр имени Ермоловой на постановку «Ревизора» или «Демона» без слов (есть там такие нетривиальные спектакли), то интерес к тексту парадоксально возрастает. Текст не звучит, а стилистика гоголевская или лермонтовская – как это может быть? Конечно, потянешься к книжке.
Всем понятно, что видеолекции, видеосеминары (особенно такие замечательные проекты, как «Арзамас» и «Бибигон», например), трансляции, организуемые музеями и выставками, – все это очень полезно. Но без живого обсуждения вряд ли результативно! Плохо, если мы просто пытаемся навязать ребенку взгляд какой-нибудь очередной «говорящей головы»: если уж использовать новые технологии, то для расширения спектра, а не очередного утомления глаз и ушей. Тогда уж из всего предлагаемого нужно выбрать что-то действительно очень интересное, нестандартное, умное.
А чтобы не засиживаться перед компьютером, мы предлагаем ребятам путешествия по литературным местам Москвы. Вынести биографию писателя «на улицу», честное слово, стоит. Правда, нужно скорректировать информацию под возраст и уровень детей и сделать большие переходы, чтобы учитель, поющий свою бесконечную песню, не перевесил удовольствие от общения с одноклассниками и самым прекрасным на свете городом, между прочим, открывающим свои тайны далеко не каждому!
Стараемся путешествовать хотя бы раз в месяц, чередуя разговоры о московской биографии писателя с историями его персонажей, живущих в Москве. Проследовать вслед за летящей Маргаритой, представить себе Пугачева, кивнувшего Гриневу перед казнью (а мог ли Гринев действительно это увидеть?), узнать, как и где рождался московский театр, или представить себя рядом с Ломоносовым во дворике Заиконоспасской школы… Или нырнуть вслед за героиней «Чистого понедельника» в переулок и оказаться как будто не в Москве – рядом с Марфо-Мариинской обителью… Москва становится другой, и литература тоже…
А еще – используйте мемы, например, на уроках русского языка! Пусть дети ищут в них ошибки! Истинный клондайк для словесника – ошибки на любое правило и на любой вкус! И не скучно вообще-то. Очень быстро учительскую коллекцию начинают пополнять сами дети – видят ошибки и предлагают взять на карандаш! Нам кажется, это полезно.
Новое это? Относится ли к сфере технологий? Не знаем!
Елена и Екатерина ДЕМИДЕНКО, учителя русского языка и литературы школы №67
Комментарии