По всей стране на базе общеобразовательных организаций в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создаются детские технопарки «Кванториум» и центры «Точка роста». Уже сегодня функционируют 97 школьных «Кванториумов» в 59 регионах и 14000 центров «Точка роста» в 83 регионах России. Российские учителя, образовательные организации, которые расположены в самых разных уголках страны, вместе решают задачи по расширению образовательных возможностей детей, в том числе и для того, чтобы самое современное оборудование и новые компетенции будущих специалистов обеспечивали технологический суверенитет страны, ее экономический рост и развитие.
В Курской области успешно функционируют 112 центров «Точка роста». В 2021 году на базе школы №35 имени К.Д.Воробьева города Курска создан детский технопарк «Кванториум».
Деятельность технопарка направлена на развитие естественно-научной и технической грамотности школьников, популяризацию инженерных профессий, а также совершенствование практической подготовки по информатике, физике, химии, биологии, математике и другим предметам. Современное оборудование используется во внеурочной деятельности и на уроках, помогает школьникам в профильном изучении предметов.
«На базе нашего школьного «Кванториума» проходит множество мероприятий, целью которых является привлечение детей к экспериментально-исследовательской и творческой деятельности, – отмечает его руководитель Дарья Игоревна Грабина. – Так, например, на ежегодном Дне науки ученики, среди которых были ребята из «Точек роста», узнали о том, как с помощью цифровой лаборатории по нейротехнологиям создать самый настоящий детектор правды, с помощью лаборатории по химии определить, какие из напитков, которые мы употребляем ежедневно, наносят вред нашей пищеварительной системе, рассмотрели модели электрических приборов и узнали о таком электромузыкальном инструменте, как терменвокс».
На базе детского технопарка «Кванториум» был организован региональный семинар-практикум «Развитие метапредметных компетенций обучающихся в процессе внеурочной деятельности». Его участниками стали учителя математики, физики, биологии, химии, информатики, технологии общеобразовательных организаций, педагоги, работающие в образовательных центрах «Точка роста» естественно-научной направленности. Семинар позволил педагогам обсудить новые возможности и перспективы в данной области, обменяться эффективными практиками и наметить пути сотрудничества.
Проведение фестивалей науки, мастер-классов и тематических занятий на регулярной основе с привлечением представителей центров «Точка роста» выявило потребность в создании дополнительного интенсива по сборке, отладке и использованию оборудования, предоставленного в рамках реализации национального проекта. Мероприятие прошло в формате выездного мастер-класса, поскольку у большинства школ, на базе которых размещены центры «Точка роста», отсутствует возможность привезти достаточное количество обучающихся и педагогов в школьный технопарк «Кванториум».
Мастер-классы включали в себя три тематических блока:
– «Химия» (проведение химических опытов и экспериментов с использованием цифровой лаборатории);
– «Физика» (построение элементарных схем, демонстрация схем, собранных учениками «Кванториума», презентация наборов, демонстрирующих альтернативные источники энергии (водород, солнечные батареи);
– «Биология» (цифровая лаборатория по нейротехнологии).
Наибольший интерес традиционно вызывают мастер-классы, раскрывающие сущность привычных вещей. Например, анализ любимой многими сладкой газировки от разных производителей, натренированности сердечной мышцы за счет проведения экспериментальных измерений до и после нагрузки. Также особое впечатление производят наборы, которые привозят педагоги «Кванториума» по направлению «Энерджи». В частности, это набор альтернативных источников энергии с автомобильной платформой. Благодаря ему демонстрируется производство электроэнергии с помощью солнечных панелей и ручного механического генератора.
Выездные мастер-классы – основа для выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений педагогов школьных «Кванториумов» и коллег из «Точек роста». Продолжая рассказ об их деятельности, Дарья Игоревна отметила, что с весны 2022 года педагоги «Кванториума» посетили 23 центра образования «Точка роста» в соответствии с графиком, вошедшим в единый комплексный план мероприятий по организационно-методической поддержке в 2022-2023 годах инфраструктуры национального проекта «Образование». Возрастающая потребность в активизации совместной деятельности «Кванториума» с центрами «Точка роста», очевидная взаимная польза подобного диалога послужили основанием для подписания соглашения о сотрудничестве между этими структурами.
В самом деле, подобный формат взаимодействия позволяет эффективно использовать имеющийся потенциал организаций-партнеров, реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. Ребята получают доступ к более широкому спектру ресурсов, имеют возможность формировать актуальные профильные компетенции. А педагоги получают более точное представление о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся, реализуют новые подходы к построению образовательного процесса, что делает профильное образование доступнее и качественнее.
Важно и то, что в рамках взаимовыгодного сотрудничества школьный «Кванториум» привлекает обучающихся центров «Точка роста» к участию в мероприятиях, направленных на раннюю профориентацию молодежи, что чаще всего происходит во время проведения обзорных и тематических экскурсий, при подготовке образовательных и воспитательных проектов. При этом расширяются возможности для разработки образовательных программ с педагогами центров «Точка роста», в частности, для организационного, информационного, консультационного, методического сопровождения процесса реализации регионального проекта «Современная школа». Кроме того, появляется новый ресурс для обобщения лучших практик региона, например, по системе наставничества разного уровня – «ученик – ученик», «учитель – ученик», «учитель – учитель», по теме развития метапредметного и межпредметного взаимодействия, для выстраивания совместной работы по реализации сущностных идей и главных задач национального проекта «Образование».
В свою очередь центры «Точка роста» обеспечивают участие педагогов, школьников в профориентационных мероприятиях, семинарах, проводимых школьным «Кванториумом». Он привлекает специалистов к экспертной деятельности по оцениванию проектных и исследовательских работ по итогам конкурсов, которые организуют их партнеры.
Таким образом, совместная работа центров «Точка роста» и школьного «Кванториума» значительно расширяет возможности для самореализации личности ребенка, развития талантов подрастающего поколения, их лучшего будущего.
Юлия ЕСАУЛЕНКО, руководитель дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ
Справка
Нацпроект «Образование» направлен на обеспечение возможности самореализации и развития талантов детей. Целями создания центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по предметам «Физика», «Химия», «Биология».
Детские технопарки «Кванториум» созданы для организации образовательной деятельности по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования, средств обучения и воспитания, обеспечения вариативности курсов внеурочной деятельности.
Комментарии