На совещании, посвященном новой версии федеральных государственных образовательных стандартов, развернулась острая дискуссия. Были отмечены такие проблемы, как необходимость реализации системно-деятельностного подхода к определению результатов учебы в российской школе и преодоления архаичности содержания основного образования. «По крайней мере, в трех направлениях: технология, информатика, обществознание» – так считает Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Лицей информационных технологий (ЛИТ) был создан в 1991 году. Сегодня мы хотим рассказать о подходе к решению этих проблем, основанном на применении многолетнего опыта формирования сообщества обучающихся, учителей и выпускников школы №1533 ЛИТ.Специфика ИКТ-компетенций как результата учебной работы в школе заключается в том, что их содержание приходится формировать с упреждением. Сегодня стало очевидным, что быстро устаревают не только цифровые устройства и архитектуры компьютерных сетей – трансформируются сами модели применения ИКТ. Уже в ближайшие годы в условиях ускорившейся конвергенции (согласованного развития) ИКТ даже учащиеся начальной и основной ступеней общего образования все активнее осваивают информационные ресурсы и сервисы, предлагаемые им: – по каналам сетей мобильной связи; – от провайдеров услуг и информационных ресурсов в сети Интернет;- по перспективным цифровым каналам радиовещания и телевидения (доставка контента по запросу, интерактивный контент). Содержание профессионального труда в информационном обществе претерпевает с каждой сменой технологических поколений существенные трансформации как по составу входящих в нее ИКТ-компетенций, так и по их содержанию. Для каждого технологического поколения характерны сопутствующие ему изменения на рынке труда. Участие ребят нынешнего поколения в виртуальном сообществе выпускников ЛИТ позволяет им увидеть развитие профессиональных путей выпускников, обращаться к ним за помощью при выборе тем выпускных работ, общаться и получать консультации в сетевых группах и форумах. Атмосфера делового и профессионального сотрудничества дает нам возможность использовать в полной мере те концептуальные связи, которыми соединены разделы современной информатики и ИКТ-индустрии.При определении состава предпрофессиональных ИКТ-компетенций, приобретаемых обучающимися в основной и старшей школе, необходимо определить такие цели образовательного процесса, которые остаются стабильными в течение длительного времени. Реализация моделей работы с информацией, свойственных динамичному, открытому обществу, возможна лишь с опорой на методы и технологии непрерывного образования. И здесь помощь выпускников неоценима.Приобретение опыта коллективной проектной деятельности дает возможность связать целеполагание, определяемое образовательными стандартами, с формированием навыков высокоуровневого мышления в условиях освоения информационного содержания окружающего мира.Преемственность процессов формирования пользовательского уровня ИКТ-компетенций в основной школе и технологического предпрофессионального образования в старшей школе обеспечивается благодаря тому, что в образовательной программе основной школы виды учебной деятельности с опорой на применение ИКТ помещены в максимально широкий контекст и фактически придают изучению возможностей ИКТ метапредметный характер. Так, уже в 7-х классах ЛИТ апробирована практика коллективных учебно-исследовательских проектов. Ключевое значение для развития ИКТ-компетентности приобретает закрепляемая в основной школе способность к самостоятельной постановке обучающимися новых учебно-исследовательских задач. Это стремление закрепляется в 8-х классах при выполнении индивидуальных курсовых проектов. В результате выбор технологических направлений для углубленного изучения в 9-11-х классах становится осознанным. Что же это за выбор?Модули трех технологических направлений предпрофессиональной подготовки в ЛИТ используются как в общем, так и в дополнительном образовании. В отборе содержания и определении методики изучения модулей активное участие принимают выпускники ЛИТ.Владение навыками создания электронных документов, приобретенное в основной школе, позволяет сформировать в старшей школе набор ИКТ-компетенций для освоения направления «Цифровая экономика». Освоение сетевых технологий, применяемых в социально-экономических информационных системах, позволяет обучающимся продуктивно использовать сетевые ресурсы и сервисы для достижения учебных целей, закладывает основу для осмысленной, результативной и безопасной работы в Сети вне школы.Особое значение мы придаем формированию способности выпускника ЛИТ к рефлексии в отношении экономической информации, получаемой из СМИ и других источников, к формированию своих суждений об эффективности действий экономических субъектов. Выпускной проект разрабатывается с применением математических методов и программных инструментов, освоенных в результате изучения всей совокупности модулей этого направления.При определении состава и содержания модулей направления «Технологии программирования» отобраны те понятия и концепции, которые обеспечивают освоение необходимого математического аппарата, а также развитие у обучающихся навыков разработки собственных алгоритмов и практического применения конкретных языков и технологий программирования в работе над выпускными проектами.Так, модуль «Технологии управления разработками» знакомит обучающихся с основными принципами объектно-ориентированного анализа и проектирования. Содержание курса не привязано ни к одному из конкретных объектно-ориентированных языков программирования. Цель курса – ознакомить обучающихся с технологиями управления проектами и подготовить их к последующей работе над выпускным проектом.При определении состава и содержания модулей направления «Медиатехнологии» учитывается быстро растущее разнообразие технологий этой группы. В модуле «Пиксель и вектор» раскрываются аспекты создания компьютерных изображений, предлагается материал по векторной и растровой графике, редактированию изображений и работе с графическими форматами. Разбирается механизм трассировки изображений. В качестве инструментария используются графические инструментальные среды, а также специализированные программы для работы с графическими объектами.Решающее значение для достижения образовательных целей модуля «Режиссура и монтаж контента» имеет как стремление и умение обучающихся самостоятельно работать, так и умение работать в команде. Изучение функциональных возможностей и приемов работы с программами монтажа контента опирается на опыт, приобретенный в работе над проектами в основной школе. Освоение модуля завершается итоговым проектом, выполненным группой из двух-трех человек. Участие друзей в статусе персонажей приветствуется, а выпускники становятся полезными консультантами. Представления о работе с цифровым контентом, полученные при изучении модуля, и соответствующие ИКТ-компетенции необходимы при переходе к освоению модулей «Технологии мультимедиапроектов» и «Трехмерное моделирование».Предпрофессиональные ИКТ-компетенции, освоенные выпускниками ЛИТ, позволяют им успешно продолжить образование в избранной профессиональной сфере, а также приобрести социально-личностные и общекультурные качества, способствующие их социальной мобильности и устойчивости профессионального развития на рынке труда.Списки друзей в многочисленных сетевых микросообществах объединяются и образуют в виртуальном пространстве Сети удивительно сложный и стройный узор. Сегодня в нашем сообществе более четырех тысяч человек.Дмитрий ШИРОКОВ, директор школы №1533 ЛИТ; Александр ГИГЛАВЫЙ, заместитель директора школы №1533 ЛИТ
Комментарии