Вопросы создания комфортной образовательной среды становятся сегодня все более актуальными. Это связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности. Виктор Шаталов утверждал: работа в школе будет эффективной, если сработает «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, он просолится. Как создать такую субстанцию? Что взять за основу?
Атмосфера и не только
Комфорт согласно Толковому словарю Ожегова – «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют».
Образовательная среда – понятие комплексное, включающее в себя все, что окружает ребенка в школе, – здание, оборудование, рабочую мебель, оснащенность, режим обучения, учебные программы и способы их реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Под комфортностью образовательной среды понимается прежде всего атмосфера спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать в школе каждый ученик и учитель. Вне зависимости от заявленных притязаний на уровень образования школу оценивают не только по качеству обучения, но и по таким критериям, как культура общения, ощущение внутренней свободы каждым пребывающим в ее стенах, атмосфера взаимного благорасположения; личная защищенность и уверенность в справедливости и поддержке со стороны окружающих, положительное эмоциональное самочувствие.
Задача каждой школы
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы.
Комфортная внутришкольная среда – это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учеников, способствующих оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Существуют три структурные составляющие понятия – психологическая, интеллектуальная и физическая.
Понять, что ребенку в учебном учреждении комфортно, можно по тому, насколько он чувствует себя спокойно и ему нет необходимости от кого-либо защищаться
Источником психологической комфортности являются положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя; доброжелательное отношение между учителем и учеником, так как в школе главной фигурой был и остается учитель.
Действия учителя по обеспечению здоровой психологической комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель – ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Принцип психологической комфортности является ведущим, поскольку он предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они ведут себя как дома. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка. Психологическая комфортность необходима не только для полноценного развития ребенка и усвоения им знаний, но и для развития его физического состояния.
Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только небольшое количество учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы – математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам.
Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет учащихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируются независимость и различные признаки взросления – курение, интерес к противоположному полу и др.
Физическая комфортность школьника – это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
Состояние физической комфортности несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.
Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых. Школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, украшенными живыми растениями, скамейками для отдыха – это позволяет отдохнуть, переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используются большая рекреация и актовый зал, способные при необходимости вместить учеников с их родителями. Актовый зал рассчитан на 130 человек, а в школьной рекреации можно собрать и гораздо большую аудиторию – до 250 зрителей, это очень удобно для массовых школьных мероприятий. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая оснащена столами и стульями. Мебель в актовом зале на 130 мест, в рекреации можно разместить примерно 250 человек или больше. В библиотеке стеллажи для книг, кафедра для библиотекаря, стол для хранения книжных формуляров (я точно не знаю, как он называется), а также имеется место для чтения книг (столы и стулья всегда можно поставить так, как будет удобно школьникам и педагогам). В распоряжении библиотекаря есть ноутбук и принтер.
Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Есть парк, игровая детская площадка, стоянки для велосипедов, спортзал с душем и комнатами для переодеваний.
Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя. Он создает в коллективе комфортную атмосферу для жизнедеятельности, пробуждает интерес ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству.
Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий профессиональную роль.
Комфорт не сервис!
Словосочетание «комфортная школа» появилось чуть более 20 лет назад. В первую очередь это понятие включало безопасность, малую наполняемость классов и ряд дополнительных услуг. Но новое поколение родителей определение «комфортная» твердо связывает с понятием «удобная», «приятная во всех отношениях», не видя особой разницы между комфортной школой и комфортной гостиницей. Между тем в основе понятия лежит латинское confortare – «укреплять», «ободрять», и именно эти значения слова наиболее актуальны сегодня и для школы, и для ученика, и для его родителей.
Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого учителя. Самое главное – чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.
Учителя и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.
Учитель начальных классов является связующим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Ключевой момент в этом сотрудничестве – преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Учитель занимает новую профессиональную позицию – педагога-психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Педагог и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.
Результатом такого сотрудничества является не столько процент присутствия родителей на родительских собраниях или отсутствие жалоб на работу классного руководителя, что сейчас прослеживается в рейтинге и оценочном листе педагога, сколько реальное изменение отношений родителей к ребенку, искренняя заинтересованность в детских успехах, а иногда неудачах, участие родителей в школьной жизни – все то, что трудно измерить, но можно почувствовать.
Совместную работу классного руководителя и родителей необходимо начинать на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог класса, такое сотрудничество – одно из важнейших условий целостного развития, потому что личность школьника воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Таким образом, эффективность воспитательного процесса в начальной школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители наряду с педагогами и детьми рассматриваются в качестве субъектов целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Среди основных задач организации совместной работы нашей школы и родителей можно выделить следующие:
– участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты);
– повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, мастер-классы);
– вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в укреплении материально-технической базы, совместные творческие дела).
Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в начальной школе, то в результате такого сотрудничества взрослые станут союзниками в воспитании детей, повысится и эффективность дальнейшего воспитательного процесса.
Если учитель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Папы и мамы поймут трудности, с которыми приходится встречаться педагогу, они будут благодарны за усилия и за то, что педагог принимает ребенка.
Ирина ДРОБНАЯ, Ирина ФАЛЬКИНА, учителя начальных классов Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, пгт Пряжа, Пряжинский район, Республика Карелия
Комментарии