В этом году системе социального партнерства в сфере образования исполняется 30 лет. Практику заключения соглашений и коллективных договоров, а также перспективы развития социального партнерства обсудили на пленуме Башкирского рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Выгода в миллионах
Сегодня в республике территориальные соглашения действуют во всех городах и районах. Во всех учреждениях образования, где есть профсоюзные организации, заключаются коллективные договоры.
Как подчеркнула на пленуме председатель рескома профсоюза Светлана Пронина, социальное партнерство способствует повышению качества жизни членов профсоюза, достижению справедливой и достойной оплаты труда, социальной и правовой защищенности как работников, так и студентов. Поэтому развитие социального партнерства остается одним из основных направлений деятельности выборных профсоюзных органов.
– Центральный совет профсоюза ежегодно проводит анализ эффективности заключаемых соглашений и коллективных договоров, что называется, определяется цена вопроса, – отметила Светлана Пронина. – По результатам этого анализа Башкирское республиканское отраслевое соглашение находится в числе лидеров по России. Ежегодная экономическая эффективность действия соглашений и колдоговоров суммарно составляет более 300 млн рублей.
Все территориальные соглашения в регионе являются трехсторонними (профсоюз, орган управления образованием и муниципальная администрация). Это позволяет даже в сложных финансово-экономических условиях сохранять действующие льготы и дополнительные меры социальной поддержки работников.
В течение десятков лет в отрасли проводится конкурс «Лучший коллективный договор».
Искусство договариваться
Сегодня в сфере образования действует республиканское отраслевое соглашение между Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Министерством образования и науки РБ на 2021-2023 годы.
– Работа по формированию нового соглашения велась сложно, в основном в онлайн-режиме, – напомнила Светлана Пронина. – По ряду положений, особенно тех, которые касаются оплаты труда работников, их льгот и гарантий, долго не удавалось договориться, было более 40 разногласий.
Например, министерство не хотело согласовывать такие положения, как доплаты за вредные условия труда в размере 15% от ставки (предлагалось 4%), 50‑процентные доплаты за работу в ночное время, особенности оплаты труда учителей малокомплектных школ (этот пункт предлагалось вообще исключить), установление доплат за работу в переполненных классах и группах.
Продолжив переговоры, стороны все-таки смогли урегулировать возникшие разногласия.
– Мы удовлетворены тем, что в новом соглашении сохранены все льготы и гарантии, которые действовали ранее, – отметила Светлана Пронина. – В него вошло значительное количество новых положений и мер социальной поддержки, в том числе рекомендованных Министерством просвещения РФ и Центральным советом профсоюза и заложенных в федеральном отраслевом соглашении.
В общих интересах
Особое внимание в соглашении уделено вопросам, непосредственно касающимся трудовой деятельности работников и защиты их трудовых прав. Например, в разделе оплаты труда – тем положениям, которые наиболее часто нарушаются в образовательных организациях.
Соглашение освещает ряд моментов, не урегулированных действующим законодательством. Например, организация обучения и особенности оплаты труда учителей в малокомплектных школах.
Болезненным остается вопрос организации регулярного сопровождения учеников до места расположения школы. Кто должен быть с детьми? Как оплачивается эта работа? Речь идет не только о трудовых интересах работников, сопровождающих детей, но и о безопасности школьников, спокойствии их родителей.
Можно ли стимулировать труд директора или завуча, которые ведут уроки, если у них как у педагогов есть высокие результаты? Республиканское соглашение дает конкретные содержательные рекомендации по решению подобных вопросов.
Дополнительные «бонусы»
Отрадно, что территориальные соглашения, которые заключаются в городах и районах республики, во многих случаях расширяют возможности республиканского соглашения. Суммарно в них предусмотрено около 80 дополнительных льгот и гарантий.
Например, в 49 районах и городах республики работникам при выходе на пенсию выплачивается единовременное пособие. Этой льготой воспользовались более 750 человек. Более 3 тысяч работников получили от 500 рублей до месячной зарплаты при уходе в очередной отпуск. 1250 ветеранам педагогического труда оказана материальная помощь на общую сумму 783 тыс. рублей.
Социальные партнеры – и власть, и профсоюзные органы, и работодатели – на основании соглашений и коллективных договоров оказывают материальную помощь на операции и лечение, в том числе переболевшим коронавирусной инфекцией. Этим воспользовались около 3 тысяч человек на общую сумму почти 14 млн рублей.
В 37 городах и районах установлены муниципальные доплаты, гранты, стимулирующие выплаты за отраслевые награды, премии глав администраций победителям профессиональных конкурсов, учителям, подготовившим призеров предметных олимпиад.
Практически все территориальные соглашения и колдоговоры предусматривают предоставление работникам дополнительных отпусков, в том числе в связи с рождением ребенка, по иным семейным обстоятельствам. Главы администраций устанавливают муниципальные стипендии студентам-отличникам.
Есть еще много моментов, предусмотренных в соглашениях и коллективных договорах, которые хоть и не носят глобального характера, но повышают качество жизни. Среди них: частичная оплата арендуемого жилья, путевок на санаторно-курортное лечение, посещения бассейна, спортивно-оздоровительных комплексов, культурно-массовых мероприятий. В сельской местности востребовано выделение транспорта для хозяйственных нужд, лесоматериалов для строительства индивидуального жилья на льготных условиях. Для молодых специалистов важно получение единовременной материальной помощи на хозяйственное обзаведение. Ветераны привыкли к подпискам на периодические издания.
Повысить ответственность
Есть и проблемы, которые пока решить не удается. Так, по ряду причин, в том числе в связи с кадровыми изменениями в Министерстве образования РБ, не удалось организовать постоянную работу отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Работники и работодатели еще до конца не осознали свое право самостоятельно устанавливать правовые нормы, регулирующие их трудовую деятельность. Коллективные договоры, локальные акты учреждений зачастую носят формальный, декларативный характер. Следовательно, работники не участвуют в управлении организацией, принятии решений.
Нередко работодатели пренебрегают учетом мнения профкомов при принятии локальных актов в сфере трудовых отношений. Среди частых нарушений – затягивание переговорного процесса со стороны муниципальных органов власти и управления, работодателей. В целом отсутствует практика признания ответственности за невыполнение принятых обязательств, в первую очередь со стороны работодателей.
Выступавшие в прениях докладчики на конкретных примерах рассказали о том, как социальное партнерство может быть эффективным для членов профсоюза. Так, в Стерлитамакском филиале Башкирского госуниверситета администрация и профком принимают конкретные меры по улучшению условий труда работников, повышению зарплаты, средний уровень которой составляет более 73 тыс. рублей. Материальная помощь оказывается в связи с праздничными или трагическими событиями в жизни сотрудников, при тяжелых операциях, для приобретения дорогостоящих лекарств. Выделяются средства на санаторно-курортное оздоровление.
Председатель Федерации профсоюзов РБ Гузель Мирошниченко подчеркнула, что у истоков социального партнерства в регионе стоял именно Профсоюз образования. Заместитель руководителя администрации главы Республики Башкортостан Урал Кильсенбаев отметил, что реском профсоюза является авторитетной организацией, которая планомерно защищает права и интересы работников.
Артур СУНАГАТУЛЛИН, фото автора
Комментарии