Доводилось ли вам когда-нибудь вместе с другими людьми нести на плече тяжеленное бревно, перетягивать на соревнованиях канат, толкать застрявшую в грязи машину? Когда наблюдаешь этот процесс со стороны, кажется, что работать в коллективе по определению легче, чем одному, ибо чувство локтя, дружеская поддержка, осознание важности общего дела творят чудеса. Но вот это как раз тот самый случай, когда кажется одно, а на самом деле происходит совсем другое.
В 1913 году французский профессор, специалист в области сельскохозяйственной инженерии Максимилиан Рингельман провел довольно любопытный эксперимент. Он прикрепил веревку к динамометру и попросил испытуемого потянуть за ее конец изо всех сил. Записав показания прибора, профессор пригласил еще одного человека, чтобы теперь веревку тянули уже оба участника. По логике вещей, эти две силы должны были бы суммироваться, а если проникнуться благородными порывами и представить, как все должно быть в идеале, совокупная сила двоих должна превышать сумму сил каждого по отдельности. Просто потому, что коллектив – это же ого-го как здорово!
Однако в реальности же выяснилось, что совокупная тяга этих двух человек упала в среднем на 7%. Более того: когда к делу подключили еще одного, потеря тяги составила уже 15%. И по мере приобщения к процессу все новых и новых участников эксперимента, их совокупный вклад падал тем сильнее, чем больше людей выполняло общую работу. Например, когда веревку тянули 8 человек, производительность их труда сократилась до 51%.
Думаю, это настолько не вязалось с принятыми в социалистическом обществе представлениями о прекрасном, что об ЭФФЕКТЕ РИНГЕЛЬМАНА в СССР если кто-то и знал, то исключительно специалисты в области социальной психологии (этого ученого, кстати, считают ее отцом-основателем). По крайней мере, нам в педагогическом вузе на занятиях по психологии об этом не говорили.
А зря! Ведь знание подобного рода помогает избежать многих разочарований. Потому что если вы поручаете какому-либо ученику ту или иную работу, неважно, интеллектуальную или физическую, вы примерно представляете себе производительность его труда – по предыдущим аналогичным заданиям. Но когда вы даете возможность сделать то же самое группе учеников, надеясь в итоге получить совокупный продукт их деятельности, равный сумме продуктов каждого ребенка в отдельности, получится всегда меньше, чем хотелось бы. Ровно по причине того самого эффекта. Ну, конечно же, и еще по некоторым причинам (дети друг друга отвлекают, мешают и пр.).
Как же бороться «с Рингельманом»? Ведь это ж совсем не дело, когда «чем больше, тем хуже», количество должно либо никак не влиять на качество, либо помогать повышать его (как мы и думали изначально).
Да, это реально – при условии грамотной организации труда. Нужно просто сделать так, чтобы не «все делали все», ибо такой подход приводит к тому, что никто ни за что не отвечает, а у каждого был свой собственный фронт работ, своя задача и своя зона ответственности. Это – никак минимум.
Именно поэтому на заводах и фабриках, где трудятся десятки, сотни и тысячи людей, участвующих в производственной цепочке, существует такое понятие как норматив, норма выработки. И если ты ей не соответствуешь, то тебя просто в эту цепочку не включают и в команду (на работу) не берут. При этом хорошим работником считают того, кто способен выдать качественный продукт, независимо от того, трудится ли он один или с кем-либо вместе. А настоящим профессионалом признан тот, кто умеет повысить производительность труда, выполняя что-либо в коллективе.
Но в общем и целом «эффект социальной лени», как еще называют ЭФФЕКТ РИНГЕЛЬМАНА – явление вполне обычное и естественное, поэтому вряд ли стоит ругать людей за то, что они попадают под его влияние. Ведь, чисто психологически, очень сложно заставить себя выкладываться на все 100%, зная, что вокруг тебя люди делают ту же самую работу – всегда подсознательно будет присутствовать желание ослабить усилия, в надежде, что кто-то другой возьмет часть твоих задач на себя. Да и коллективная ответственность – дело довольно интересное. Вспомните, когда вы командой тянули канат и проиграли более сильным соперникам, вы проиграли ВСЕ ВМЕСТЕ, и победил вас не какой-нибудь конкретный игрок, а ТОЖЕ КОМАНДА. Поэтому и тренер вряд ли будет лично вас распекать и разносить в пух и прах, достанется всем, а значит… каждому в отдельности достанется меньше упреков.
Справка
Максимилиан Рингельман (10 декабря 1861 – 2 мая 1931) – французский профессор сельскохозяйственного машиностроения и инженер-агроном. Известен как автор разработок в области сельскохозяйственной же техники и истории развития этого вопроса с древних времен. Также изобрел ШКАЛУ РИНГЕЛЬМАНА, которую до сих пор используют для определения степени задымленности. Для этого служат ДЫМОВЫЕ КАРТЫ РИНГЕЛЬМАНА, по которым проверяется прозрачность воздуха (на глаз).
Комментарии