search
main
0

Эффект присутствия. Русский язык и литература

Вряд ли кто-то из моих коллег, отправляя в августе или сентябре 2006 года свои работы на девятый конкурс «Сто друзей», предполагал, что 2007 год будет объявлен Годом русского языка. Для нас, словесников, каждый год является таким, и тем не менее приятно, что и в 2007 году среди всех работ по различным важным предметам школьной программы, методических находок и открытий больше всего – от учителей русского языка и литературы! С Годом русского языка, дорогие коллеги! С большим удовольствием читаю материалы, узнаю знакомый «почерк» тех учителей, кто уже принимал участие (и даже побеждал!) в нашем конкурсе: Ирины Валентиновны Сивцовой (г. Скопин Рязанской области), Елены Анатольевны Филимоновой (п. Преображенский Красноярского края), Светланы Георгиевны Ясинской (г. Череповец), Любови Андреевны Янченко (п. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого АО). Конкурсные работы позволяют говорить о широте профессиональных интересов наших участников, о том, что они не боятся использовать новые технологии и методики. Несколько перефразируя классика, хочется воскликнуть: «Я русский бы выучил только затем, чтобы прочесть ваши письма!»

Каков секрет удачного урока? Может быть, есть что-то общее в сценариях уроков, названных в числе лучших? Во-первых, высокий уровень владения методикой преподавания предмета, когда занятие – палитра методических приемов, и эти приемы позволяют создать неповторимую картину. Во-вторых, насыщенность материала, что влечет за собой высокий темп урока. В-третьих, максимальная вовлеченность детей в деятельность, ведь именно они должны и говорить, и слушать друг друга, а не только все знающих нас. В-четвертых, читающему сценарий важно увидеть систему работы учителя, поэтому оформлять материал следует таким образом, чтобы создавался «эффект присутствия»: и дело вовсе не в многословии, а в точных комментариях, логических связях между этапами урока, корректных формулировках вопросов, соответствии заявленных целей формам и методам… Но «в-главных», должно быть в уроке нечто, не поддающееся никаким логическим анализам и формулам, и это «нечто» у каждого свое.

Итак, лучшими материалами по русскому языку и литературе в этом году признаны…

В номинации «Сценарии уроков»

1. Наталья Немыкина (г. Белгород)

Урок «Пояс цветной из играющих звезд», 7-й класс.

Из цикла «Магия искусств». Эта интеграция искусства речи и физики – поистине радуга фантазии, методических находок и открытий, которые делают дети с помощью учителя.

2. Татьяна Селиванова

(г. Десногорск)

«Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка. Роль эпитета в художественном тексте».

Представленные на конкурс 10 уроков о тексте и его законах предполагают кропотливую, серьезную работу по обучению восприятия слова, рождению собственной словесной зарисовки, этюда, размышления.

3. Екатерина Королькова

(г. Москва)

Урок стилистики в 10-м классе «Сленг: за и против».

Позволяет выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга, исследовать его особенности как языкового явления. В ходе урока предлагается работа со статьями из словаря «Молодежный жаргон», ученики исследуют словообразовательные модели, по которым образуются слова жаргона.

4. Галина Бекурина (г. Мончегорск)

«Искусство художественного перевода. Текст «Слова о полку Игореве» и его поэтические переложения».

В центре урока – сравнение трех произведений – переводов поэмы для определения соответствия содержания и композиции оригиналу, анализ идейного звучания текстов, художественных средств выразительности.

5. Лилия Шуть (г. Салехард)

«Краткие страдательные причастия».

Хороший материал для наблюдений представлен в текстах о цветах и о музыке Рахманинова. Органично включение музыкальных иллюстраций, которые становятся не просто фоном урока, а его действующим лицом.

В номинации «Организация внеклассной работы

по предмету»

1. Галина Авраменко (г.Абакан)

«Друзья мои! Прекрасен наш союз!» – сценарий театрализованного музыкального поздравления. В основе сюжета – фантазия на тему, как могли бы использовать свои таланты Аполлон и его спутницы Музы в XXI веке.

2. Надежда Коваль (г. Зима, Иркутская область)

Литературная композиция, посвященная юбилею А.Вампилова. Грамотно выстроенный материал, удачное привлечение смежных видов искусств.

3. Марта Коженова (г. Абакан)

Литературно-музыкальная композиция «Лишь слову жизнь дана», посвященная жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

Безусловно, трудно сказать о поэте что-то новое, но сам подбор материала создает ощущение легкости и грусти, которой наполнены стихи поэта.

4. Ирина Сивцова (г. Скопин)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 190-летию П.М.Боклевского, «Я жил среди них…» (иллюстрации П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Это и краеведческий материал о земляке-художнике и рассказ о его работе над иллюстрациями к комедии Гоголя.

В номинации «Материалы к урокам»

1. Вера Анисимова (г. Лангепас, Тюменская область)

Методические материалы к урокам и факультативным занятиям по литературе «Книга жизни…». Роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Все присланные учителем материалы очень глубокие и интересные, например: «Лингвистический аспект смыслового анализа художественного текста», «Об эффекте смыслового эха в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

2. Людмила Подпорина

(г. Владимир)

Представлены материалы по теме «Вопросы ЗОЖ в процессе формирования нравственных ценностей человека» (дидактические материалы к урокам русского языка и развития речи).

Тексты современной публицистики для проведения уроков-дискуссий, тексты для изложений, примерные темы сочинений, список литературы, которая может стать основой для разговора о здоровом образе жизни.

3. Оксана Хорина (г. Абакан)

Материалы в виде презентации к изучению темы «Имя прилагательное» в 5-м классе.

Учитель использует материалы книги Татьяны Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». Большую часть времени Оксана Николаевна уделяет базовым сведениям (опорное повторение, изучение нового, усиленная тренировка на этапе закрепления, самостоятельная работа над вариантами домашнего задания). Работа над второстепенными теоретическими сведениями построена как самостоятельное домашнее изучение предложенных параграфов.

4. Людмила Попова (г. Чусовой, Пермская область)

Учитель совместно с учениками занимается исследованием такой интересной темы, как «Ошибки в подготовленной речи». Учащиеся анализируют и материалы сайта Министерства образования РФ, и речь президента, и материалы краевых и центральных СМИ…

В номинации «Технологии и методики преподавания»

1. Наталья Лапковская (г. Новокузнецк, Кемеровская область)

«Технология модульного обучения в процессе изучения литературы», материал «Лексический уровень средств словесной образности».

Модульное обучение имеет как плюсы, так и минусы; это осознает автор предлагаемых материалов и выстраивает их так, что читающий видит плюсы, много плюсов: гибкость и приспособляемость к конкретным условиям, возможность постоянного совершенствования модульной системы, индивидуальный маршрут для каждого ученика.

2. Владимир Яковлев (пос. Новый свет, Гатчинский район)

Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11-х классов «История русской общественно-политической мысли XIX-XX веков».

Автор справедливо считает, что школа должна воспитывать духовную личность, знающую историю своей страны, разбирающуюся в культуре, почитающую народные традиции.

К сожалению, иногда в ваших материалах можно обнаружить некоторые «досадности». Улыбнитесь, читая следующие «находки»…

Цели, которые мы ставим:

– Прочесть поэму и найти ее близость к фольклору («Песня про…купца Калашникова»).

– Выработать желание бороться со злом и несправедливостью.

– Формировать смысловое отношение к учебному предмету.

– Стимулировать научно-познавательную деятельность учащихся к истории и литературе древних народов.

– Показать, что лирический герой Тютчева – представитель рода человеческого.

Вопросы, которые мы задаем, выводы, которые мы делаем:

– Кто же составляет общество в комедии «Горе от ума»? Однородно оно по взглядам или противопоставлено?

– Чацкий наступателен, его монологи более остры.

– Но общественный организм никогда не будет живым, если в него иногда не вторгаться и не указывать ему на застойность и омертвелость отдельных элементов его функционирования.

– Раскольников пришел к своей знакомой Алене Ивановне и по неизвестным причинам ударил ее топором прямо в темя. И она внезапно умирает…

– Внезапно возникшее чувство к девушке прячется в его стихах…

– (Автор) внес немалый вклад в дело очищения души и сознания своего народа

Учительская мечта:

Каждый ученик сидит за компьютером с учебником литературы в руках…

Ирина ДОБРОТИНА, учитель русского языка московского культурологического лицея №1310, лауреат конкурса «Учитель года России-2002», лауреат Премии Президента РФ

Статистика

В девятом конкурсе приняли участие 63 филолога.

Поступило 125 материалов (это в 2 раза больше, чем в прошлом году!). Десять из них уже были опубликованы в других методических изданиях или размещены на интернет-сайтах, поэтому не рассматривались в рамках нашего конкурса.

По номинациям материалы учителей русского языка и литературы распределились так:

«Сценарии уроков» – 92 работы,

«Материалы к урокам» – 5 работ,

«Технологии и методики преподавания» – 12 работ,

«Организация внеклассной работы по предмету» – 16 работ.

Наши участники достойно представляют все регионы страны, но наибольшее количество работ по русскому языку и литературе в этом году мы получили от 11 учителей города Абакана. Интересно, что там живут и самая молодая участница конкурса – Оксана Николаевна Хорина, и учитель с самым большим опытом работы – Марта Эдуардовна Коженова, обе они являются лауреатами нашего конкурса, которому «все возрасты покорны».

«Организация внеклассной работы – 16 работ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте