Можно ли соскучиться по форуму, еще будучи на нем? Оказывается, можно. Особенно если это форум, на котором и дети, и взрослые присутствуют как равные участники. Форум собирает ребят, их родителей и педагогов из стран – участниц СНГ. Главное, о чем сожалеешь при расставании, – это невозможность окунуться снова и снова в атмосферу невероятного дружелюбия, тепла и готовности открывать в себе и в других самые лучшие стороны.
История Международного культурно-образовательного форума разновозрастных сообществ государств – участников СНГ «Диалог поколений» начинается с 2012 года. Как рассказала научный руководитель форума, заместитель директора филиала Института управления образованием (ИУО РАО) в г. Санкт-Петербурге доктор педагогических наук Марина Якушкина, тогда научная группа лаборатории теории формирования образовательного пространства СНГ заинтересовалась темой, связанной с новым явлением в дополнительном образовании и в досуговой деятельности. Этим новым образовательным субъектом стали объединения детей и взрослых, которые были мотивированы на создание собственных образовательных маршрутов. Стало понятно, что темой нужно заниматься серьезно и последовательно.Первый форум, учредителями которого стали ИУО РАО, Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ, парламент Кыргызстана, состоялся в 2013 году на озере Иссык-Куль. Это был своеобразный лагерь, где участниками были дети и разновозрастные категории взрослых. Примечательно, что первый форум был посвящен теме образования, и на его площадке было разыграно некое подобие юношеской «восьмерки», когда дети сами выбрали министров и начали формировать свои министерства. По окончании работы форума именно от детей поступило предложение разработать и принять меморандум – обращение к настоящим министрам стран Содружества. К слову, документ, отражающий мнение детской аудитории, послужил отправной точкой для дальнейшего формирования программы. Главным в ней стал событийный подход. – Каждый раз, думая о программе форума, мы искали какие-то инновационные технологии, пытались найти скрепы, которые могли сформировать поле общения между делегациями и международными командами, – говорит Марина Якушкина. – Есть такой интересный оптический эффект: когда смотришь на рисунок издалека, то видишь только одно изображение, но при приближении появляется много новых планов. Так получилось и у нас: оказалось, что помимо главной цели у детей и у взрослых возникают иные задачи, иногда они пересекаются, а иногда расходятся. К примеру, на втором форуме дети стали инициаторами большого количества практических занятий, связанных с ремеслами разных народов. Совершенно новая задача была озвучена на одном из форумов азербайджанской делегацией. Ребята и их педагоги заявили, что едут прежде всего ради изучения русского языка, им нужен активный языковой опыт общения со сверстниками. По мнению Марины Якушкиной, благодаря таким эффектам разрабатываются и формируются задачи форума. Но при этом основой основ остается создание нового поля общения между детьми и взрослыми. Оно всегда разное и очень интересное. Например, форум этого года был посвящен проводимому в странах СНГ Году семьи и проходил под девизом: «Семейные ценности и семейные традиции». В программу были включены встречи с многодетной семьей, с представителями педагогической династии, рассказы о семейных реликвиях, мастер-классы по изготовлению национальных сувениров, творческие практикумы, тренинги, экскурсии и т. д. Темы проектов были также посвящены традициям семейного досуга. Так, ребята вместе со взрослыми создавали домашний кукольный театр, рисовали портрет своей семьи, организовывали домашний концерт, проводили игры для всей семьи, а также придумывали атрибутику форума.Светлана Давыдова, методист ДДЮТ «На Ленской» из Санкт-Петербурга, впервые попала на форум, когда он проходил в Кыргызстане. Увидев, как общаются и вместе работают дети из разных сообществ и стран, как они потом становятся одной семьей, с радостью приняла предложение стать участником «Диалога поколений»-2017. Признается, что это был потрясающий культурный ликбез, когда каждый вечер каждая страна представляла свои традиции. Понравилось то, что на форуме было много игровых моментов, развивающих умение работать в команде, взаимодействовать. Нужно заметить, что работа в международных проектных группах – это своеобразный экзамен для детей и для взрослых, поскольку группы формируются произвольно. В них участвуют представители разных национальностей. Как заметил одиннадцатиклассник из «Назарбаев интеллектуальной школы» города Тараз (Казахстан) Ильяс Иса, поначалу у ребят была некая настороженность по отношению друг к другу, однако в ходе работы над проектом все сдружились так, что не важно было, в какой делегации ты сюда приехал. Единение как признак семейственности – эффект каждого форума независимо от темы, которой он посвящен. Вообще на эффекты в педагогическом и психологическом понимании этого слова форум не скупится, и многие из них, по признанию Марины Якушкиной, в чем-то даже неожиданны для организаторов. Никто, к примеру, не ожидал, что у детей родится инициатива обучать взрослых.В рамках «Диалога поколений» создаются условия, когда человек соприкасается с иной формой образования. Как он к ней относится? Принимает или нет? Неформальное общение и неформальное образование – это, собственно, шанс научиться новому, что-то изменить в себе… Кроме того, у педагогов и детей есть возможность принимать участие в заседаниях Общественного совета Базовой организации государств – участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности и высказывать свою позицию по той или иной проблеме. Например, в этом году на форуме поднимались серьезные вопросы, касающиеся стандартизации среды дошкольного образования, а также вопросы культурно-образовательного семейного досуга. Статфакт В работе форума государств – участников СНГ «Диалог поколений» приняли участие более 100 старшеклассников, их родителей и педагогов из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Финляндии.Санкт-Петербург
Комментарии