search
main
0

Эффект “отрубленной головы”

Существует ли пивной алкоголизм и каково влияние рекламы пива на психологию ребенка – вот главные вопросы, которые я задала известному психиатру, заведующему отделением наркологической больницы N17 Александру Геннадьевичу ДАНИЛИНУ.
– Проблема пивного алкоголизма в современном его понимании существует с начала XX века. В большей степени она пока, подчеркиваю пока, более значима для Германии, так же как винный алкоголизм – для Франции, а водочный – для России. Как любой алкоголизм, пивной – это болезнь, и странна позиция некоторых взрослых, убежденных, что ее вовсе не существует. В пиве содержится тот же алкоголь, правда, не в крепкой форме и поэтому не вызывающий ярких расстройств. Вернее, они есть, но в целом по своим вегетативным проявлениям мягче, чем водочные. Например, пивные запои, пивная абстиненция (похмелье). По статистике, число пивных белых горячек мало уступает числу водочных.
То, что характерно для водочной абстиненции (гипертонический криз, эпилептические припадки, потеря сознания, дрожь рук), в той же степени характерно и для пивного. Только в меньшей амплитуде. У водочного алкоголика давление в похмелье может подниматься до 200, у пивного – до 150. У первого белая горячка будет протекать в виде психоза, который имеет острое начало – галлюцинации, винные и пивные алкоголики классического психоза могут избежать. Но не надо думать, что если “раскачка” меньше, то и опасность миновала. Люди, больные пивным алкоголизмом, попадают в больницы, находясь уже в крайне тяжелом состоянии, когда проявляется слабоумие, снижение личностной оценки. В этом беда кажущейся безвредности.
– Тех, кто не притрагивается к спиртному, единицы. Окружающие их считают по меньшей мере чудаками…
– В том-то и дело, что создается некая среда, из которой почти невозможно выпасть. Не секрет ведь, что на Кавказе мальчиков приучают к вину с 7-10 лет. Там вино – обязательный компонент культуры. Мы, взрослые, общество, создаем эту культуру и мы несем за нее ответственность. Чем больше спиртных напитков пропагандируется в молодежной среде, тем серьезнее проблема.
– Как быть с рекламой пива?
– Обратите внимание на то, какая реклама на экране. Сюжет ролика: герой уходит пить пиво, возвращается, когда наступило другое время года. Все радуются и смеются. А на самом деле рекламируется кошмар: человек на 3 месяца выпал из жизни. Подобный “провал” может вызвать передозировка некоторых наркотиков. Идея рекламы даже не в том, что пиво – хорошо, а в том, что состояние “отрубленной головы” – нормально. Внушается полезность пьяного образа жизни.
– Некоторые психологи утверждают, что период увлечения подростков спиртными напитками может пройти, когда они “перебесятся”.
– Я таких утверждений не принимаю. Хорошо, пусть перебесятся – и мы пожертвуем неким поколением алкоголиков, что сформируются за это время. Но не слишком ли много жертв? Вспышка героина с установлением демократии была предсказуема, как пять копеек, но никто об этом не подумал, пока она не произошла. Нужна продуманная контрпрофилактика. Книги, видеокассеты, журналы, доходящие до школ. А врачи и учителя в первую очередь должны объединиться для борьбы с алкоголем. Дальше. Необходимо включать в базовое образование людей, занимающихся рекламой, психологию. Сто лет психоанализу, так давайте же понимать, что существует психология человека! Если общество будет знать, что есть неэтичные приемы в рекламе, такую рекламу будет трудно делать. Я выступаю с инициативой чтения лекций на тему того, что можно, а что нельзя в рекламе. Удар ниже пояса, когда подростку откровенно вколачивается интерес к пиву (реклама “Клинского”). У нас пиво становится частью общенаркотической культуры, так как совершенно доступно для подростка. Им запивают все: от наркотиков на дискотеках до психоактивных веществ.
…”Не ведают, что творят”, – сказал о режиссерах рекламных роликов Александр Геннадьевич. А если ведают? А если не только они, но и те, кто проходит мимо восьмилетнего ребенка с банкой “Джин-тоника” в руках? Те, кто продает ему эту дрянь?.. Но если все мы понимаем, что сами успели изведать ценность жизни, насладились ее радостями и утратами, а ему не оставляем шансов узнать, как прекрасен этот мир, то что же творим мы?
Наталья АЛЕКСЮТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте