Сегодня медиаобразование в школе предусматривает способы применения ИКТ в образовании, сами медийные средства передачи информации, а также связанный с ними набор компетенций, подразумевающий способность находить, анализировать и использовать информацию. Кроме того, медиаобразование предполагает развитие у обучающихся способности к критическому мышлению, умения распознавать предвзятость, возможную сфабрикованность информации, а также осознание того, что медиа являются продуктом определенной культуры.
Сейчас медиаобразование в школе – это тренд! Несмотря на это и наличие определенной технической базы, на наш взгляд, ощущается нехватка методических и практических разработок, которые могли бы быть использованы в практике медиаобразования в школе. Мы предлагаем рассмотреть в качестве примера методики по формированию медиакомпетенций среди обучающихся проект школы №1287 «Клуб старшеклассников «Карьера», который на городском конкурсе лучших педагогических практик реализации предпрофессионального образования 2022 года по итогам голосования и работы жюри стал абсолютным победителем в номинации «Медиакласс в московской школе» (куратор проекта – Ольга Валерьевна Софронова). Этот проект реализуется в школе уже более 8 лет при тесном взаимодействии с управляющим советом школы и социальными партнерами.
Медиаобразование должно быть связано с конкретными проектами. «Клуб старшеклассников «Карьера» – это проект предпрофессионального образования, в рамках которого проходят регулярные встречи обучающихся нашей школы с людьми, достигшими профессиональных высот: деятелями культуры и искусства, спортсменами, в том числе из состава членов управляющего совета школы №1287, представителей родительского сообщества и выпускниками школы.
На встречах ребята узнают секреты профессионального успеха, знакомятся с эффективными профессиональными кейсами, общаются с известными и интересными людьми. Общение с профессионалами помогает школьникам сориентироваться в мире профессий и занятий. Помимо новых знаний о профессиональной деятельности итогом этих встреч является мотивация. Для кого-то это начало работы над собой, осознание своих возможностей, для других – стимул для построения собственной профессиональной траектории.
Немаловажное значение имеет то, что в процессе подготовки встречи и во время ее проведения обучающиеся «прокачивают» свои компетенции в области медиажурналистской деятельности, учатся работать с информацией, составлять вопросы для интервью и задавать их публично. Развиваются творческие способности обучающихся: умения писать тексты, создавать презентации, фотографировать, обрабатывать фотографии, снимать видео, монтировать видеосюжеты, делать публикации для социальных сетей. По итогам мероприятия школьники представляют готовый медиапроект.
Школа, которая ориентирована на качество образования и повышение конкурентоспособности ее выпускников, в процессе своей деятельности сочетает как усилия педагога по развитию личности ребенка, так и самого ребенка по своему саморазвитию. Это сотрудничество является важным фактором успеха в достижении цели. Клуб старшеклассников «Карьера» является ярким примером такого взаимодействия и одним из наиболее востребованных форматов при организации предпрофессионального самоопределения в нашей школе. Участвуя в реализации данного проекта, школьники осмысленнее принимают решение о выборе направления обучения, с пониманием подходят к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Подготовительный этап проекта дает возможность для изучения основ журналистики, сбора информации о госте. Именно сейчас происходит распределение ролей (фотокорреспондент, оператор, спикер, копирайтер, интервьюер, интервьюируемый, монтажер).
Основной этап проекта – это сама встреча с известным представителем профессионального сообщества. Она проходит в формате игры «Секрет на миллион», гость отвечает на подготовленные обучающимися вопросы.
В заключение ребята представляют свои медиапроекты. Происходят подведение итогов и рефлексия, заполнение анкеты с основными выводами по проектированию дальнейшего образовательного маршрута.
Работа в классах предпрофессионального образования предполагает поиск эффективных путей обучения школьников и активное использование современных образовательных технологий: работа с кейсами, проектная работа, задания по сбору, обработке и анализу информации. Каждое заседание клуба – это событие, которое переживается и осознается ребенком, оно оказывает влияние на его дальнейшую деятельность, он не просто обретает новые знания и наращивает компетенции, способности, а вынужден осознавать мотивы и маршруты своего образовательного движения.
Это событие не завершается этапом рефлексии, а становится катализатором дальнейшей деятельности. Это могут быть, например, организация новых проектов с привлечением городских ресурсов (посещение дней открытых дверей вузов, участие в проекте «Университетские субботы»), подготовка к предпрофессиональному экзамену, разработка индивидуального проекта.
На заседании клуба старшеклассников в школе №1287 обучающиеся встречались с известными представителями профессионального сообщества:
– советским и российским тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой;
– советским и российским телеведущим народным артистом РФ Леонидом Якубовичем;
– российской певицей, автором-исполнителем, музыкальным продюсером MaкSим (Мариной Максимовой);
– актрисой театра и кино, попечителем благотворительного фонда «Галчонок», космонавтом Юлией Пересильд.
Медиаотчеты проведенных мероприятий размещены на официальном сайте школы и на ее страницах в социальных сетях.
Эффективность данного проекта выражается в том, что развиваются современные медиакомпетенции обучающихся, повышается мотивация к профильному обучению и улучшается качество образования. Также этот проект влияет на формирование благоприятного имиджа образовательного учреждения в социальных сетях, развитие бренда школы. Посты с известными людьми, которые приходят на встречу с ребятами, размещенные по итогам, способствуют продвижению аккаунтов школы и служат новыми идеями для создания контента школы в социальных сетях в соответствии с современными трендами.
Данный проект, как нам кажется, универсален, он может проводиться как в офлайн- или онлайн-формате, так и при совмещении этих форм (например, часть участников находится в аудитории, а другая группа смотрит встречу через прямую трансляцию). В онлайн-формате – как для школ Москвы, так и для регионов. Его можно организовать для всех направлений классов (в зависимости от профессии гостя). Возраст целевой аудитории в принципе не ограничен, необходимо лишь подобрать тему встречи и кандидатуру гостя, интересного участникам.
Местом проведения встреч могут быть различные городские площадки (библиотеки, музеи, вузы, конференц-залы партнеров проекта, центры творчества, технопарки) в зависимости от темы встречи и профиля класса. Для освещения подобного образовательного события с целью отработки практических навыков могут быть приглашены заинтересованные медиацентры образовательных организаций. И конечно, в каждой школе есть родители, которые могут поделиться со школьниками своим успешным примером карьерного пути.
Инесса БОХОНСКАЯ, директор школы №1287, почетный работник общего образования РФ
Комментарии
Анна КОРЖИК, методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы, координатор проекта «Медиакласс в московской школе»:
– Основная задача медиаобразования – подготовить школьников к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить их мыслить критически и помочь им правильно использовать невербальные формы коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий.
Юлия ПЕРЕСИЛЬД, заслуженная артистка РФ, лауреат Премии Президента РФ, лауреат Премии Правительства РФ:
– Расставить приоритеты на всю жизнь невозможно. Жизнь меняется, могут измениться и планы. Сегодня я хочу стать актрисой, а завтра я могу стать космонавтом. Сейчас время, когда надо быть гибким и уметь подстраиваться под вызовы, учиться, преодолевать себя, не стоять на месте.
Комментарии