Столичные школьные театральные традиции имеют давнюю историю успеха, и потому особенно значимо, что, открывая Год театра в Российской Федерации, президент сделал акцент на удивительной силе воздействия искусства, в частности театра, на людей. Именно в рамках реализации поручения Президента РФ система школьных театров и детских театральных конкурсов выступает как важный инструмент воспитания подрастающего поколения и социальный лифт для одаренных детей.
На сегодняшний день в 386 образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, функционируют 736 театральных объединений: 212 школьных театров и академий, 289 театральных студий, 30 театральных кружков, 49 театральных объединений на иностранных языках, 156 объединений с элементами театральной педагогики.
В настоящее время в столичном образовании школьная театральная педагогика стала особенно актуальной. В 2021-2022 учебном году Городской методический центр организовал и провел ряд мероприятий. Одним из них стала НеКонференция «Театральная педагогика в школе как современный социокультурный феномен», приуроченная к Всероссийской неделе «Театр и дети». По следам НеКонференции были проведены три круглых стола, участники которых обсуждали роль школьного театра в образовательной экосистеме города, перспективы развития детских театральных проектов, многообразие театрально-образовательных форм деятельности школы, специфику работы театральных классов, построенную на принципе живого образования, создание условий для предпрофессионального развития в разных сферах творческой деятельности.
Для педагогов образовательных организаций столицы Городской методический центр организовал обучающий комплексный тренинг «Современный урок и технологии театральной педагогики», состоящий из серии онлайн-занятий. Его цель – координация деятельности учителей по использованию медиаресурсов и приемов театральной педагогики в профессиональной деятельности. Тренинг способствовал освоению профессиональных умений и навыков, таких как преодоление волнения перед аудиторией, работа с артикуляцией и дыханием, развитие дикции, освоение актерских приемов удержания внимания и логики речи.
Основные направления развития театральной педагогики в современной школе определила форсайт-сессия, в которой приняли участие руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков, заместитель руководителя Наталия Киселева, директор Городского методического центра Андрей Зинин, директора и педагоги столичных школ, представители театрального сообщества и творческих вузов. По мнению всех участников форсайт-сессии, использование элементов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности способствует всестороннему развитию учащихся и повышению их познавательной активности.
Школьная педагогика обладает мощным потенциалом комплексного воздействия на ребенка, помогает развитию его созидательных способностей, становлению активной личности, идентифицирующей себя с родной историей и культурой.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Участие детей в различных проектах позволяет обменяться идеями, ощутить радость творчества, продемонстрировать достижения и оценить собственные силы, поставить новые планки для развития способностей.
Городской театральный фестиваль-конкурс «Театральный Олимп», организатором которого является Городской методический центр, – это большой социальный проект, открытый для новых участников – творческих объединений учащихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Год от года растет количество участников фестиваля. За все время его существования было поставлено более 4500 спектаклей, в которых приняли участие около 70000 человек. Благодаря нестандартному мышлению режиссеров и постоянному творческому поиску каждая постановка уникальна.
Основная идея театрального фестиваля – создать постановку с учениками 1-11‑х классов под руководством опытных педагогов-режиссеров. Ребята выступают в качестве актеров, костюмеров, гримеров, декораторов и др. Не являясь профессионалами, но желая находить творческое выражение своих идей и замыслов, ребята вместе со взрослыми проходят весь проектный цикл подготовки спектакля: поиск и выбор пьесы, актуальной возрасту исполнителей, переработка материала, обучение поведению на сцене и актерским приемам, постановка и репетиции, подготовка музыкальной и сценографической части и, наконец, фестивальный показ. Школьники сами пишут песни и ставят музыкально-хореографические номера, шьют костюмы, собирают декорации. Результат не заставляет долго ждать: школьные театры – победители фестиваля-конкурса получают возможность выступить на сцене Театрального института имени Бориса Щукина.
За годы своего существования фестиваль претерпел различные изменения и дополнения – от видов постановок до конкурсов и образовательных проектов, проходящих в рамках «Театрального Олимпа». Это и образовательный проект «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны», и акция «Учим наизусть с актерами театров», и конкурс театрализованных проектов на иностранных языках Stage Image.
«Школьная программа – это не скучно!» – под таким девизом проходила акция «Учим наизусть с актерами театров», приуроченная к Всероссийской неделе «Театр и дети». Цель акции – повышение интереса к чтению и изучению поэтических произведений для школьников, популяризация театрального искусства. Одновременно со школьниками в акции участвовали студенты и педагоги театральных вузов столицы. Активно включились в творческий процесс актеры театра и кино. Участники самостоятельно или совместно с актером представляли выученное наизусть поэтическое произведение из школьной программы.
В этом учебном году Городской методический центр в рамках «Театрального Олимпа» запустил новую образовательную инициативу – конкурс театрализованных проектов на иностранных языках Stage Image. Он объединил исследовательскую, проектную и театральную деятельность. Лучшие работы объединены в альманах постановок и размещены в библиотеке МЭШ.
Школьный театр может стать универсальным инструментарием для развития познавательно-творческих способностей, гармонизации личности, расширения внутреннего мира и опыта при непосредственном включении ребенка в художественно-эстетическую деятельность.
«Наша задача – к 2024 году создать театр в каждой школе», – сказал министр просвещения Сергей Кравцов на первом расширенном заседании Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Театр должен стать неотъемлемой частью жизни ребенка, эффективной средой для его социализации и развития.
Ирина ВОРОБЬЕВА,
методист ГМЦ ДОНМ
Комментарии