Одним из направлений деятельности образовательной организации по созданию здоровьесберегающего пространства является систематическая оценка показателей здоровья школьников и их отношения к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни, по современным представлениям, считается ведущим фактором, определяющим здоровье человека, поэтому так важно сформировать у школьников не только правильные представления, но и устойчивые привычки ЗОЖ.
Здоровьеформирующая работа в образовательных организациях ЗелАО Москвы строится с учетом данных ежегодного мониторинга отношения школьников к ЗОЖ. Так, в течение 2016-2017 гг. в 18 школах ЗелАО Москвы проводилось анкетирование школьников на предмет их отношения к здоровому образу жизни. В нем приняли участие 4724 обучающихся (256 классов), из них 36,6 процента учащихся начальной ступени, 62 процента учащихся основной ступени и 1,4 процента учащихся старшей ступени общего образования. Анкета включала вопросы, относящиеся к таким аспектам, как личная гигиена, питание, физическая активность, вредные привычки, режим дня. Оценивались также общее представление обучающихся о ЗОЖ, их мотивация к ЗОЖ и реальное повседневное поведение. Результаты опроса подтвердили актуальность задачи формирования культуры ЗОЖ у школьников всех возрастных групп. Одними из главных проблем являются недостаточное развитие ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ и его практическая реализация в личном опыте обучающихся. Несмотря на то что у большинства школьников в целом правильные представления о ЗОЖ и его влиянии на здоровье человека, почти половина из них (51,7 процента опрошенных) не соблюдают правила здорового образа жизни. Знание должно быть не просто усвоенным, оно должно побуждать к действию. Исследование еще раз подтвердило необходимость учета возрастных особенностей отношения школьников к ЗОЖ. С возрастом меняется субъективная картина представлений о различных компонентах ЗОЖ, меняется ее структура, растут осознанность и стремление к личной ответственности за свое здоровье. Чем старше школьники, тем большее их количество декларируют готовность к самостоятельной личной ответственности за свое здоровье и образ жизни. По данным опроса 2017 г., 59,8 процента учащихся 1-4-х классов и 67,7 процента школьников 5-7-х классов считают, что они сами должны отвечать за свое здоровье. На родителей перекладывают эту ответственность 32,5 процента младших школьников и 26,5 процента школьников 5-7-х классов. Однако ни правильные представления о ЗОЖ, ни осознанная готовность самостоятельно отвечать за свой образ жизни автоматически не приводят к формированию устойчивых привычек ЗОЖ. Примерно у половины опрошенных школьников (51,7 процента) независимо от возраста отсутствуют активное проживание ценности собственного здоровья и потребность его сберечь и сохранить посредством правильного образа жизни. Так, по данным опроса 2016 г., среди 90,7 процента школьников, которые понимают влияние физической активности на здоровье, делают гимнастику дома лишь 35,3 процента опрошенных, а по данным на 2017 г., 88,5 процента детей 7-10 лет связывают физическую культуру со здоровьем человека, при этом делают дома гимнастику только 37,2 процента. Чем старше школьники, тем большее их количество осознанно не занимаются спортом или физическими упражнениями. По другим аспектам ЗОЖ также имеют место противоречия между знанием и поведением. Так, нарушения в организации режима сна зафиксированы у 26,2 процента школьников, при этом чем старше школьники, тем большее их количество ложатся спать после полуночи. Более половины опрошенных школьников, зная о правильном питании, предпочитают покупать нездоровую пищу: сладости, выпечку, фастфуд. По данным опроса 2017 г. среди школьников 5-7-х классов, которые понимают вред данных продуктов и исключили их из структуры здорового питания, 40 процентов реально их употребляют. В целом по выборке только 27,3 процента школьников не только знают, сколько раз в день необходимо кушать, но и реализуют это знание в своем поведении.Таким образом, усиление мотива личной ответственности само по себе не формирует опыт ЗОЖ, а декларируемая готовность отвечать за свое здоровье не реализуется в личном опыте школьников. Все это еще раз подтверждает актуальность задачи формирования культуры здорового образа жизни школьников на всех ступенях обучения. Ее решение требует, с одной стороны, системного подхода к организации здоровьесберегающей деятельности, с другой – адресного подхода в работе с каждым ребенком с учетом его возрастных, гендерных и личностных особенностей. Мониторинг еще раз подтвердил важность и необходимость тесного сотрудничества школьной команды здоровья с семьей в вопросах формирования культуры ЗОЖ, поиска таких педагогических технологий и методов работы, которые строились бы на принципах сотрудничества и ставили самого школьника в позицию субъекта, проектирующего и реализующего свое здоровьесохраняющее поведение. Вера АВРАМЕНКО, кандидат психологических наук, главный специалист научно-исследовательской лаборатории «Развитие личности и здоровьесбережение» Зеленоградского отделения Московского городского педагогического университета
Комментарии