search
main
0

Эффект бумеранга. Благодаря программе реновации школы Ленинградской области обретают новое лицо

​Прав был незабвенный Федор Михайлович Достоевский: красота спасает. Спасает, воспитывая. Это подтверждают наблюдения психологов: там, где красиво и чисто, люди, как правило, не мусорят и стараются убирать за собой. Данный закон применим везде, в том числе в образовании. В красивой школе хочется работать и хочется учиться.

Конечно, навести красоту непросто, тем более что зданий школ, перешагнувших 30-40-летний рубеж и ни разу капитально не ремонтировавшихся, много. Однако при желании решение найти можно. Так, с 2015 года в Ленинградской области реализуется программа реновации старых школ. Понятие «реновация» включает в себя проведение различных мероприятий – от выполнения комплексного капитального ремонта объектов или конструктивных элементов зданий до строительства новых зданий и сооружений на месте снесенных. Планируется, что программа будет работать до 2020 года.Что касается 2015 года, то в тех общеобразовательных школах, что были включены в программу реновации, был выполнен комплексный капитальный ремонт зданий, включая ремонт помещений и конструкций. Счастливых обладателей нового «лица» было 5. В их числе школа №3 г. Луги и Торошковская средняя школа Лужского района.Сказать, что программу «лечения» зданий школ ждали, значит ничего не сказать. Она была просто необходима. Ведь многие школы, пережившие перестроечные годы, когда на поддержку зданий не выделялось ни копейки, существуют за счет второго дыхания, которого уже не хватает. Поэтому, когда правительством Ленинградской области было принято решение о разработке данной программы, все районы приняли эту инициативу с радостью. Поддержка областного бюджета в плане капитального строительства и ремонта явилась настоящим спасательным кругом муниципальным районам, поскольку потянуть «преображение» одной школы в одиночку практически нереально.- Узнав о старте программы, мы в районе сразу объявили готовность номер один, – говорит начальник Отдела образования Лужского района Светлана Красий. – Глава администрации Лужского района Олег Михайлович Малащенко дал специалистам поручение – провести работу по составлению сметной документации. Поскольку условием вступления в программу было получение положительного экспертного заключения сметной документации, то все подготовленные пакеты документов были отправлены на экспертизу. Таким образом, Лужский район разработал сметную документацию и получил положительное заключение на вступление в программу реновации школ на 4 образовательные организации.- Светлана Викторовна, наверное, самым трудным шагом было выбрать школы?- Вы правы. Практически у всех зданий наших школ срок эксплуатации более 30 лет, то есть все они нуждаются в проведении ремонтных работ. Однако в нашем случае отбор зданий производился по такому принципу: когда мы узнали, что из 4 заявок нам одобрили 2, то решили отремонтировать самую большую школу в районе (она имеет 2 здания, расположена в центре города, в ней обучаются более 850 учеников, кроме того, школа дает качественное образование) и самую маленькую школу в районе – малокомплектную школу в поселке Торошковичи, что в 20 километрах от районного центра. В этой школе обучаются чуть более 60 детей, но мы убеждены, что дети, проживающие в сельской местности, должны иметь равные возможности с теми детьми, которые живут и обучаются в городских школах.По словам Светланы Красий, к выбору школ, включенных в программу реновации, нужно было подходить очень серьезно, поскольку о той красоте, что получили на выходе, мечтают все руководители образовательных организаций. Здесь важно было соблюсти принцип справедливости и найти нужные слова, для того чтобы объяснить другим директорам, почему в данный период времени приоритеты расставлены таким образом. Для этого проводились совещания, индивидуальные беседы с директорами школ. Еще один сложный момент, который также обсуждался в сообществе руководителей ОО, – это организация учебного процесса в том случае, если ремонтные работы не будут выполнены в срок.- Мы понимали, что в Торошковской школе, поскольку она небольшая, завершить работы к началу учебного года вполне осуществимо. Однако школа №3 – это большое трехэтажное здание, и здесь при всем желании за 3 каникулярных месяца управиться невозможно, – поясняет Светлана Красий. – Однако школа имеет 2 здания, и в итоге мы приняли решение обойтись своими силами. Все ученики школы №3 первое полугодие учились в одном здании в 2 смены. Безусловно, было сложно, но, чтобы минимизировать трудности, директором школы №3 Натальей Анатольевной Снигур была проведена большая разъяснительная работа с родителями. Вместе с ней мы встречались с людьми, объясняли, какая перспектива нас ждет. Слаженная, грамотная работа дала свои результаты: за время ремонта школы от родителей не поступило ни одной жалобы ни на реализацию учебной программы, ни на условия обучения детей.У нас получилось преобразить школы, и этот успех, я считаю, заслуга всей команды, куда вошли и члены правительства Ленинградской области, и специалисты Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, и аппарат главы администрации Лужского района. Нас поддерживали, нам помогали все без исключения. Эту поддержку переоценить трудно. Несмотря на то что программой реновации не предусмотрено выделение средств на приобретение оборудования и мебели, правительство Ленинградской области и администрация Лужского района также помогли нам закупить для детей новую мебель.По словам Натальи Снигур, любые трудности преодолимы, когда люди не тянут воз, как лебедь, рак и щука в разные стороны, а действуют сообща, в одной связке. К слову, когда ребята учились в одном здании, то школе очень помогали реализовывать программы дополнительного образования и спортивная школа, и школа искусств, и музыкальная школа, и художественная школа. Дети приходили туда заниматься, и мало того, многие педагоги даже корректировали расписание занятий, чтобы ребятам было удобно.Вообще ремонт послужил этакой лакмусовой бумажкой, раскрывшей отношение к школе. Например, можно было предположить, что из 858 человек, обучающихся в школе №3, в связи с не очень комфортными условиями обучения кто-то уйдет. Причем процент не выдержавших временных трудностей может быть высоким. Однако из всего детского коллектива по разным причинам со школой расстались… 4 человека. Так что, как сказала Наталья Снигур, у школы и семьи полное взаимопонимание.Впрочем, стоит ли удивляться. Даже несмотря на непрезентабельность прошлого внешнего вида, школа №3 выпустила в 2015 году 5 медалистов. Из 24 выпускников школы 12 человек в прошлом году получили более 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. По результатам ЕГЭ по профильной математике школа вышла на 3-е место среди всех школ Ленинградской области. Школа №3 также единственная в регионе, где существует международный обмен с Германией и Финляндией. Почти 200 детей побывали в этих странах в рамках программы.В то же время сказать, что педагоги и родители, увидев, какой красивой стала школа, не начали сомневаться, нельзя. Главным стал вопрос: как сохранить эту пастельно-нежную сказку в первозданном виде? Оценят ли это дети?А те, вопреки сомнениям взрослых, оценили. Как в школе №3, так и в Торошковской школе. В последней, проучившись в красоте год, ребята не испачкали, не сломали, не поцарапали ни стен, ни полов, ни мебели. Как выразился директор школы Сергей Алексеев: «Прониклись». А как не проникнуться, если школа в Торошковичах – самое яркое, самое жизнерадостное пятно. Может, не случайно она, такая светлая и привлекательная, расположена на въезде в поселение, словно приглашая приехать и обрадоваться безбрежной зелени лужских лугов и лесов, красоте земли. А в школе №3 после ее преображения исчезла проблема сменной обуви. Даже те ребята, кто ездит из отдаленных районов, теперь не забывают пакеты с туфлями. Так что и родители-скептики, и педагоги-сомневающиеся убедились сами: велика сила красоты.«Мне кажется, здесь присутствует эффект бумеранга. Когда дети существуют в красивых интерьерах, они сами автоматически начинают эту красоту воспроизводить: в поступках, в делах, в мыслях», – размышляет Наталья Снигур, и есть все основания с ней согласиться.К сведениюВ 2015 году размер финансирования мероприятия «Субсидии на реновацию организаций общего образования» из областного бюджета Ленинградской области составил более 118 миллионов рублей, софинансирование со стороны местных бюджетов составило более 13 миллионов рублей. Мероприятия проведены в 5 школах 4 муниципальных образований Ленинградской области:1. Выборгский район – МБОУ «Светогорская СОШ» – капитальный ремонт спортивного зала: замена полов, замена оконных и дверных заполнений, ремонт стен, потолков, ремонт системы электроосвещения, ремонт душевых и раздевалок. Окончание работ – в марте 2016 года. Условия проведения образовательного процесса улучшены для 1273 учащихся.2. Кировский район – МБОУ «Назиевская СОШ» – капитальный ремонт внутренней отделки помещений, ремонт спортивного зала, ремонт системы отопления, ГВС, ХВС, канализации, замена системы электроснабжения. Окончание работ по муниципальному контракту в марте 2016 года. Работы выполнены в апреле 2016 года. Условия проведения образовательного процесса улучшены для 337 учащихся.3. Лужский район – МОУ «СОШ №3» и МОУ «Торошковская СОШ» – замена полов, замена оконных и дверных заполнений, ремонт стен, потолков, ремонт системы электроосвещения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, ремонт санузлов. Работы выполнены в срок – в 2015 году. Условия проведения образовательного процесса улучшены для 916 учащихся.4. Сосновый Бор – МОУ «СОШ №1» – капитальный ремонт внутренних инженерных систем с заменой оборудования (санузлы, системы электроосвещения, вентиляции, электрощитовой, монтаж индивидуального теплопункта). Работы выполнены в срок. Условия проведения образовательного процесса улучшены для 435 учащихся.ПерспективаВ 2016 году на выполнение мероприятий по комплексному капитальному ремонту зданий образовательных организаций поступило 25 заявок на общую сумму более 738 миллионов, в том числе из областного бюджета Ленинградской области порядка 652 миллионов рублей. В бюджете на 2016 год на мероприятия по реновации предусмотрено более 700 миллионов рублей.ЦифрыВ среднем на ремонт одного здания школы требуется сумма в размере 50 миллионов рублей. При этом в нее не входит благоустройство территории и приобретение оборудования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте