В армянской деревне на одну школу приходится два вуза
Эдуард Мушегович Казарян, министр образования Армении, – выпускник МГУ. Закончил физфак, затем – аспирантуру прославленного вуза, успешно защитился. Преподавал в Ереванском госуниверситете. Одно время был ректором пединститута, а в последние годы работал проректором Ереванского университета. И вот теперь, уже более полугода, – министр образования.
– Трудно?
– Тяжело.., – вздыхает Эдуард Мушегович, – и в первую очередь донимают финансовые проблемы. Экономика у нас работает не в полную силу. На образование тратится около 11% республиканского бюджета. Вроде бы много. Но, поскольку весь бюджет маленький, денег не хватает.
– Учителя бастуют?
– Учительских забастовок в республике нет, потому что зарплату худо-бедно, но платим. Проблема в другом – у нас сейчас около тысячи вакансий. В сельских школах, приграничных районах. Учителей в Армении очень много, но они не работают по специальности. Чтобы как-то закрыть “амбразуры”, правительство приняло решение: в приграничных районах молодой специалист-учитель освобождается от службы в армии, дети сельских педагогов из горных районов, если они учатся в платных вузах, получают пятидесятипроцентные скидки. Но положение учителей, скажу честно, все равно остается очень тяжелым.
– И все же наверняка вы, ваше ведомство пытаетесь заглянуть в будущее…
– Один из главных вопросов нашего образования – это разработка новой структуры содержания образования – 11-летней школы. У нас, к сожалению, пока десятилетнее образование. Первые три класса – начальная школа, до восьмого класса – основная и девятый-десятый годы обучения – профильное образование. Пока мы размышляем над тем, куда нам добавить еще один год.
– Все знают, что армяне особенно любят своих детей…
– Иногда даже чрезмерно: например, любой ценой – ну вы понимаете, о чем речь, – ребенка надо пристроить в вуз. У нас очень много негосударственных и неаккредитованных вузов. Только-только мы разработали порядок лицензирования, аттестации и аккредитации. Надо наводить в этой сфере порядок. По республике даже такая шутка гуляет: говорят, что в Армении есть деревни, где на одну школу – два вуза.
– Вы долгое время жили в Москве, много ездили по СССР. Нет ли у вас ностальгии по прошлому?
– Москва, русская интеллигенция, МГУ, мои учителя, мои друзья – конечно, у нас было одно пространство, не только территориальное, но и духовное. Но что сделано, то сделано. А сейчас… Вся армянская интеллигенция очень хорошо себя чувствует в русской среде. Славянская душа для нас очень близка, дорога и понятна. Мы пытаемся восстановить общее духовное пространство. И хорошо, что есть общение и на уровне министров образования СНГ, есть общение между научными школами. Мы заключили договор между Ереванским университетом и МГУ о совместных научных исследованиях, у нас общая программа.
Современное геополитическое положение Армении, прямо скажем, не из лучших. У нас в последние годы возникли проблемы с соседями – и с Азербайджаном, и с Турцией. Все это влияет на развитие экономики. И все же я уверен, что Россия в лице нашей республики имеет самого надежного партнера в Закавказье. И наше сотрудничество взаимовыгодно. Кроме того, мы православная страна, и это тоже играет немаловажную роль в понимании между народами наших стран. Христианство в Армении принято в 301 году, скоро мы отметим 1700-летие знаменательной даты. Приглашаем вас принять участие в этом празднике.
– Спасибо. Как в Армении относятся к событиям в Чечне?
– СМИ дают только факты, без комментариев. Но лично мое мнение таково: любой ценой с терроризмом надо покончить. Мы сами пережили недавно большую беду, когда террористы стреляли в парламенте. Надо наводить порядок. Будет спокойствие в России – СНГ станет сильнее. Будем встречаться чаще, больше работать над общими проблемами. И тогда для многих образовательных задачек найдутся простые и рациональные решения…
Лидия СЫЧЕВА
Комментарии