search
main
0

Эдуард Хакимов, Финляндия: «Своя ответственность» – основной принцип финской школы

Пять лет назад наша семья переехала из Ижевска в Финляндию, а дети пошли в финскую школу. Позже мы организовали поездки нескольких групп учителей и учеников из России в финские школы. Главный вопрос, который мне задавали желающие поехать…

Эдуард Хакимов

…«Чем финская школа отличается от российской?» Вот об этом мне и хочется написать.

В педагогике принято выделять следующие взаимосвязанные элементы образовательного процесса, каждый из которых влияет на последующие: цели образования, содержание, методы, организационные формы. Мое описание будет построено в этой логике.

Цели образования финской школы

Речь о целях, которые не просто проговариваются учителями, а на самом деле определяют повседневную жизнь и деятельность учеников. Главная цель школьного образования в Финляндии – готовить будущих выпускников к жизни в современном мире и, насколько возможно, во временах «завтра» и «послезавтра».

Приведу пример. Современный человек активно пользуется гаджетами, а в будущем станет пользоваться еще и еще больше. Поэтому учителя иногда просят учеников пользоваться на уроках личными телефонами для поиска информации в Интернете или викторины по пройденному материалу через программы типа kahoot или myquiz. Организовано это так: заходя утром в класс, все ученики складывают свои телефоны в открытую коробку с ячейками. На уроке, если нужен телефон, ученики подходят и берут его, а после выполнения задания снова кладут в коробку. У нашей младшей дочери на телефоне не было выхода в Интернет, однако учительница всегда просила детей сесть парами, чтобы у пары был один смартфон и ученики могли пользоваться Интернетом.

А как же подготовка учеников к итоговым и переводным экзаменам? Такой цели в Финляндии нет, поэтому никаких переводных экзаменов нет. Итоговые отметки ученики получают каждое полугодие исходя из отметок за прошедший период. После 9 класса половина выпускников идут в трехлетнюю старшую школу – гимназию, а другие – в трехлетние профессиональные училища. Наш сын решил, что хочет после 9 класса получить профессию звукорежиссера. Учитель по профориентации помог сыну составить рейтинговый список и подать заявления в 5 образовательных организаций с этой профессией: 4 профессиональных училища и, на последнем месте – гимназия недалеко от дома, где есть такой курс по выбору. Отметки за первое полугодие 9 класса позволили сыну пройти в три образовательные организации, и сейчас он учится выбранной профессии в профессиональном училище.

 

Содержание финской начальной и основной школы

В начальной школе, которая длится 6 лет, и основной школе с 7 по 9 класс ученики учатся решать задачи, которые им ставит окружающая жизнь. Например, мой сын решал задачу на определении размера налогов с зарплаты, которые платит учитель и директор школы. В Финляндии эти налоги составляют от 4 до 29% в зависимости от размера зарплаты. Сын был крайне удивлен, когда вычислил решение этой задачи. Директорская зарплата почти в два раза больше учительской, но на руки, после оплаты налогов, директор школы получает ненамного больше.

Главные умения учеников – общеучебные: прочитать материал и ответить на вопросы, понять задание и проверить свое решение и т.д. Например, учителя кладут на последнюю свободную парту прописанные решения задач. Любой ученик, кто не смог решить задачу, самостоятельно встает и подходит к последней парте для самопроверки. Ошибиться в решении не стыдно, важно найти свою ошибку и переделать работу так, чтобы научиться решать подобную задачу и на итоговой работе получить высокий балл.

Количество учебного материала для обязательного освоения на уроках и в домашних заданиях в три-пять раз меньше, чем в обычной российской школе. Как говорят мои российские коллеги, многие задания в российских учебниках не связаны с современной жизнью или с будущим, но в финских учебниках такие задания просто отсутствуют. Однако есть много заданий по выбору, которые ученики делают в микрогруппах по интересам.

 

Основные методы обучения в финской школе
Урок английского языка. Доски традиционные – пишут мелом. На доске всегда – расписание на день
Я бы охарактеризовал основные методы и формы обучения так: модульные, преимущественно групповые, адаптивные. Каждый ученик знает точную дату итогового тестирования по отдельному модулю каждого предмета. В некоторых школах – это каждая шестая неделя, но в день не более одного теста в начальной школе и не более двух – в основной. Например, сегодня – это тест по английскому, завтра – по математике, послезавтра – проект по технологии и тест по истории, план согласуется учителями заранее в начале учебного года.

Итоговое тестирование – это урок или часть урока, когда ученики самостоятельно решают учебные тесты или представляют свои проекты. Еще одна особенность учебного процесса состоит в том, что все ученики пишут в тетрадях простыми карандашами, имея возможность стереть свои ошибки и переписать их. Точно также пишут и тесты. Очень радует, что каждый ребенок не только получает обратно свой тест с учительскими оценками каждого задания, но и должен принести его домой для подписи родителем.

Многие задания ученики выполняют микрогруппами или парами, а представлять результаты к доске выходит тот, кто пожелал. Зная, что моя дочь все еще стесняется говорить на финском языке, учитель за все годы не вызвала ее выступать перед классом ни разу!

Формы организации образовательного процесса в финской школе

Классно-урочная форма организации в финской школе сохраняется как основная, хотя она дополняется многочисленными внеурочными экскурсиями, Днями здоровья и т.д. Даже работа над «феноменами» – изучением выбранного учениками «реального явления жизни» обычно протекает внутри класса. Например, ученики нашей школы выбирали голосованием феномен «Программирование», и учителя всех дисциплин предложили ученикам на разных школьных предметах «создать программы-алгоритмы для роботов». Остроумно, что проверка этих алгоритмов в классе нашей дочери проводилась в парах: один из учеников был «роботом», второй – озвучивал «программу» и смотрел, приводит ли созданная программа к ожидаемым действиям «робота».

Особенность организации образовательного процесса в Финляндии заключается в опоре на постоянно озвучиваемую «собственную ответственность» каждого ученика и учителя. Собственная ответственность (фин.: Oma vastuu) – это все виды поведения, за которые отвечает сам ученик. Например, в школьной столовой всегда «Шведский стол» – каждый ученик сам отвечает за то, что именно и сколько он возьмет на обед. Однако есть два условия: первое, бери то и столько, сколько съешь и, второе, не бери мясо или рыбу больше, чем предписано. Вот как это выглядит: в обеденный перерыв ученики приходят в столовую и встают в очередь, сначала они берут поднос и ставят на него тарелку, стакан, вилку, нож и салфетку; затем накладывают овощи, гарнир и одну или две «штуки» мяса или рыбы – об этом крупно написано на объявлении, наливают молоко или кефир, берут хлеб и многие намазывают сливочное масло; после этого ученики садятся за общий стол со своим классом и кушают на подносах; через какое-то время ученики хором благодарят поваров; наконец, встают и несут использованную посуду, очищая ее от остатков пищи и раскладывая в отдельные лотки для тарелок, стаканов, вилок и ножей. «Своя ответственность» в столовой – это выбрать то и столько, что именно тебе хочется, оставить после себя полный порядок, поблагодарить поваров и облегчить им процесс мойки посуды. «Своя ответственность» в школе – это соблюдать правила, ходить внутри в сменной обуви или в носках («как дома»), каждый перерыв выходить в школьный двор «за здоровьем», самостоятельно без родителей делать домашние задания, отвечать за проступки и, страшно подумать, самому отвечать за свои травмы во время образовательного процесса! Ответственность учителя в последнем случае – сделать инструктаж по технике безопасности и держать учеников в зоне видимости.

За пять лет обучения в начальной школе нашей дочки и два года обучения в основной школе сына они не получили ни одной травмы. Хотя несколько раз каждому из них пришлось отвечать за свои проступки. Но об этом в следующий раз…

 

Об авторе

Хакимов Эдуард Рафаилович – директор Образовательно-культурного центра «Финно-угорская точка», кандидат психологических наук, г. Сиппола, Финляндия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте