Пять лет назад наша семья переехала из Ижевска в Финляндию, а дети пошли в финскую школу. Позже мы организовали поездки нескольких групп учителей и учеников из России в финские школы. Главный вопрос, который мне задавали желающие поехать…
…«Чем финская школа отличается от российской?» Вот об этом мне и хочется написать.
Цели образования финской школы
Речь о целях, которые не просто проговариваются учителями, а на самом деле определяют повседневную жизнь и деятельность учеников. Главная цель школьного образования в Финляндии – готовить будущих выпускников к жизни в современном мире и, насколько возможно, во временах «завтра» и «послезавтра».
Приведу пример. Современный человек активно пользуется гаджетами, а в будущем станет пользоваться еще и еще больше. Поэтому учителя иногда просят учеников пользоваться на уроках личными телефонами для поиска информации в Интернете или викторины по пройденному материалу через программы типа kahoot или myquiz. Организовано это так: заходя утром в класс, все ученики складывают свои телефоны в открытую коробку с ячейками. На уроке, если нужен телефон, ученики подходят и берут его, а после выполнения задания снова кладут в коробку. У нашей младшей дочери на телефоне не было выхода в Интернет, однако учительница всегда просила детей сесть парами, чтобы у пары был один смартфон и ученики могли пользоваться Интернетом.
А как же подготовка учеников к итоговым и переводным экзаменам? Такой цели в Финляндии нет, поэтому никаких переводных экзаменов нет. Итоговые отметки ученики получают каждое полугодие исходя из отметок за прошедший период. После 9 класса половина выпускников идут в трехлетнюю старшую школу – гимназию, а другие – в трехлетние профессиональные училища. Наш сын решил, что хочет после 9 класса получить профессию звукорежиссера. Учитель по профориентации помог сыну составить рейтинговый список и подать заявления в 5 образовательных организаций с этой профессией: 4 профессиональных училища и, на последнем месте – гимназия недалеко от дома, где есть такой курс по выбору. Отметки за первое полугодие 9 класса позволили сыну пройти в три образовательные организации, и сейчас он учится выбранной профессии в профессиональном училище.
Содержание финской начальной и основной школы
В начальной школе, которая длится 6 лет, и основной школе с 7 по 9 класс ученики учатся решать задачи, которые им ставит окружающая жизнь. Например, мой сын решал задачу на определении размера налогов с зарплаты, которые платит учитель и директор школы. В Финляндии эти налоги составляют от 4 до 29% в зависимости от размера зарплаты. Сын был крайне удивлен, когда вычислил решение этой задачи. Директорская зарплата почти в два раза больше учительской, но на руки, после оплаты налогов, директор школы получает ненамного больше.
Главные умения учеников – общеучебные: прочитать материал и ответить на вопросы, понять задание и проверить свое решение и т.д. Например, учителя кладут на последнюю свободную парту прописанные решения задач. Любой ученик, кто не смог решить задачу, самостоятельно встает и подходит к последней парте для самопроверки. Ошибиться в решении не стыдно, важно найти свою ошибку и переделать работу так, чтобы научиться решать подобную задачу и на итоговой работе получить высокий балл.
Количество учебного материала для обязательного освоения на уроках и в домашних заданиях в три-пять раз меньше, чем в обычной российской школе. Как говорят мои российские коллеги, многие задания в российских учебниках не связаны с современной жизнью или с будущим, но в финских учебниках такие задания просто отсутствуют. Однако есть много заданий по выбору, которые ученики делают в микрогруппах по интересам.
Основные методы обучения в финской школе
Формы организации образовательного процесса в финской школе
Классно-урочная форма организации в финской школе сохраняется как основная, хотя она дополняется многочисленными внеурочными экскурсиями, Днями здоровья и т.д. Даже работа над «феноменами» – изучением выбранного учениками «реального явления жизни» обычно протекает внутри класса. Например, ученики нашей школы выбирали голосованием феномен «Программирование», и учителя всех дисциплин предложили ученикам на разных школьных предметах «создать программы-алгоритмы для роботов». Остроумно, что проверка этих алгоритмов в классе нашей дочери проводилась в парах: один из учеников был «роботом», второй – озвучивал «программу» и смотрел, приводит ли созданная программа к ожидаемым действиям «робота».
Особенность организации образовательного процесса в Финляндии заключается в опоре на постоянно озвучиваемую «собственную ответственность» каждого ученика и учителя. Собственная ответственность (фин.: Oma vastuu) – это все виды поведения, за которые отвечает сам ученик. Например, в школьной столовой всегда «Шведский стол» – каждый ученик сам отвечает за то, что именно и сколько он возьмет на обед. Однако есть два условия: первое, бери то и столько, сколько съешь и, второе, не бери мясо или рыбу больше, чем предписано. Вот как это выглядит: в обеденный перерыв ученики приходят в столовую и встают в очередь, сначала они берут поднос и ставят на него тарелку, стакан, вилку, нож и салфетку; затем накладывают овощи, гарнир и одну или две «штуки» мяса или рыбы – об этом крупно написано на объявлении, наливают молоко или кефир, берут хлеб и многие намазывают сливочное масло; после этого ученики садятся за общий стол со своим классом и кушают на подносах; через какое-то время ученики хором благодарят поваров; наконец, встают и несут использованную посуду, очищая ее от остатков пищи и раскладывая в отдельные лотки для тарелок, стаканов, вилок и ножей. «Своя ответственность» в столовой – это выбрать то и столько, что именно тебе хочется, оставить после себя полный порядок, поблагодарить поваров и облегчить им процесс мойки посуды. «Своя ответственность» в школе – это соблюдать правила, ходить внутри в сменной обуви или в носках («как дома»), каждый перерыв выходить в школьный двор «за здоровьем», самостоятельно без родителей делать домашние задания, отвечать за проступки и, страшно подумать, самому отвечать за свои травмы во время образовательного процесса! Ответственность учителя в последнем случае – сделать инструктаж по технике безопасности и держать учеников в зоне видимости.
За пять лет обучения в начальной школе нашей дочки и два года обучения в основной школе сына они не получили ни одной травмы. Хотя несколько раз каждому из них пришлось отвечать за свои проступки. Но об этом в следующий раз…
Об авторе
Хакимов Эдуард Рафаилович – директор Образовательно-культурного центра «Финно-угорская точка», кандидат психологических наук, г. Сиппола, Финляндия
Комментарии