В истории есть понятие “темные века”. Обычно это выражение относится к периодам упадка и отката в развитии общества. Во времена западноевропейского средневековья “Библией для неграмотных” стала скульптура, не только украшавшая здания церквей, но и наглядно объяснявшая не умеющим читать прихожанам, догматы христианства. В России “темным десятилетием” закончилось двадцатое столетие. Надежды на возрождение мощи страны мы связываем с новым поколением, которое, к сожалению, мало читает. Храм современного подростка – компьютерный зал. Какой должна быть “библия” поколения, выбравшего компьютер? На каком языке создана? Наверное, на языке знаков-символов, соединяющих в себе информацию и наглядность. Их изображения способны быстро передавать сущность явлений и предметов. Знак-символ в “экранном” варианте предъявления информации становится рядом со словом (или даже перед ним), превращаясь в важнейшую смысловую единицу. В понятийном аппарате учения слова “знак” и “знак-символ” смещаются на ключевые позиции, приобретают уже сугубо методическую окраску.
Знак – специальное графическое изображение, выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемое для приобретения, хранения и передачи информации (знания).
Знак-символ – изображение, заключающее в себе наглядный образ и используемое для выражения некоторого, иногда весьма значительного и отвлеченного содержания.
Обозначение – условный знак, используемый для передачи информации о фактах, признаках понятий в обучении. Это специально адаптированный для использования в обучении знак-символ, изображение которого предельно схематично, образ выражает заранее определенное и вполне конкретное значение.
Применение знаков-символов в учебных целях будет объективно возрастать по мере накопления опыта использования компьютеров в преподавании. Задача создания языка символов, как у алхимиков или “вольных каменщиков”, в повестке дня не стоит, но уже пора провести целенаправленную работу по расширению перечня “официальной” учебной символики, отобранные по предметам знаки-символы свести в таблицу.
Конечно, можно жить-поживать, не замечая ничего нового. Создание электронного пособия, содержащего большое число наглядных конструкций, – дело завтрашнего дня. Однако, по-моему, это самый веский аргумент в пользу того, чтобы взяться за дело уже сегодня.
Современный единый электронный учебник можно представить себе как виртуальную башню, в основании которой лежит многоугольник, число его сторон равно количеству школьных предметов. Очевидно, что при создании такого учебника также необходимо выработать некий статут, в котором была бы учтена специфика компьютерного “преподавания”. Прежде всего необходима универсальная графическая оболочка. Должны быть стандартными во всех частях пособия команды доступа к определенному виду информации и команды на выполнение определенных учебных операций. Особое значение в связи с расширением содержательной базы учебника на несколько порядков приобретает его структура. Она должна быть оптимальной, гибкой и открытой. Материал электронного пособия, на мой взгляд, следует распределить в трех контурах, находящихся внутри воображаемого многоугольника.
ПЕРВЫЙ содержит материал в объеме, предписанном минимумом содержания образования; очерчивает границы информационного поля, заключаемого в учебник (огромные возможности компьютера неизбежно будут вызывать желание объять необъятное).
ВТОРОЙ наполняется разнообразной информацией, напрямую связанной с содержанием обязательного минимума, что позволит ученику многократно увеличивать, в случае необходимости, объем знаний по конкретному факту, отдельной теме, всему предмету.
ТРЕТИЙ концентрирует методический материал, является сердцевиной учебника. Это своего рода интеллектуальная кухня: есть рецепты, есть ингредиенты, есть образцы (“шедевры”) и можно попытаться приготовить что-то свое.
Весь массив документов организуется как гипертекст (возможно подразделение на секторы, по числу образовательных областей), система ссылок обеспечивает доступ к любой “единице хранения”. Один и тот же документ может изучаться с разных сторон (предметов) и рассматриваться в различных аспектах. Это облегчит реализацию идеи интегрированного обучения. Отдельные элементы комплекса следует создавать в программах, адекватных содержанию конкретного документа и способных наилучшим образом выполнить предлагаемые операции. При предъявлении небольших наглядных конструкций, составляя их буквально на глазах, эффективна программа PointPower. Задания на выявление каких-либо тенденций, количественного анализа изменений, предполагающие работу с цифрами, целесообразно выполнять в таблицах Exel. Кроме того появилось достаточно и интересных, и полезных компьютерных программ, способных превратить учение в исследование, развлечение или игру.
Итак, законченный образ всей конструкции – многоугольная трехъярусная башня, у которой полностью завершено строительство только первого яруса. Второй и третий – постоянно достраиваются и регулярно модернизируются. Учебный материал, составляющий их, дополняется, уточняется, заменяется. Обновления корреспондируются с требованиями минимума образования. Если содержание обычного учебника самодостаточно и всякая дополнительная информация воспринимается как внешняя, которую еще надо найти и извлечь, то в электронном варианте появляется возможность поместить ее “внутрь”, превратить в составную часть пособия.
В качестве иллюстрации приведу описание исторической части учебника. Каждый курс делится на 10-30 разделов, охватывающих значительные эпохи развития общества. Разделы открываются главными страницами. Содержащихся в их тексте сведений достаточно для беглого знакомства с тем или иным историческим периодом. На странице размещаются: а) опора (компактная наглядная конструкция из 5-20 обозначений и слов); б) обрамление (иконки – “деятель”, “документ”, “дата” + с лапидарным текстом); в) оформление (знаковые предметы, передающие дух времени).
Все элементы являются гиперссылками. Это позволяет напрямую переходить к более детальной информации по отдельным направлениям (хронология, исторические деятели, содержание текстов-памятников). Системообразующим элементом является опорная конструкция. За лаконичной формулой, открывающей раздел, стоит опорный конспект – развернутая наглядная конструкция, где все обозначения и слова являются гиперссылками. Их схема такова, что вначале исчерпывается соответствующий материал первого, обязательного для усвоения, контура, и только после начального знакомства возможен выход на информационный простор, во второй контур.
Главное открытие должно сделать для себя государство. Ему надо взять на себя задачу по созданию ЕДИНОГО ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА. Задуманная правительством большая перемена школы направлена на совершенствование ее структуры. Учителей, в отличие от чиновников, больше заботит качество обучения, структурные же преобразования повышают его опосредованно, в отдаленной перспективе. Существует опасность, что весь реформаторский пыл пойдет на внедрение 12-летнего обучения и ЕГЭ, но современная школа также нуждается в общедоступной, легко модернизируемой информационно-образовательной электронной среде. Ее появление потребует в свою очередь новых способов работы с материалом, а это подтолкнет школы к более интенсивному внедрению информационных технологий. Использование их только начинается. Пока компьютер в школе как первые часы в средневековом городе: интересно и замечательно, но время проще определять по солнцу.
Вот еще один серьезный (уже экономический) аргумент за то, чтобы считать создание электронного учебника стратегической задачей. Свободный доступ к ресурсам электронной учебно-методической системы сегодня мог бы отчасти, а в будущем кардинально решить проблему учебников. Государство будет вынуждено тратить немалые деньги на дотирование издательств.
И решать ее надо открыто. Если такая работа уже ведется, то ей необходимо придать статус третьей общенациональной программы в области образования, если нет – пора начинать. Открытость проекта для любого заинтересованного и компетентного лица, доступность как в предоставлении своего материала, так в рассмотрении и оценке чужого – важнейшее условие. Для начала необходимо открыть сайт (или несколько разных сайтов) и сформировать небольшие редакционные комиссии по предметам, в которые вошли бы преимущественно “технические” специалисты (учителя, web-мастера). Такой подход к комплектованию позволит избежать затяжных дискуссий и даст возможность принимать решения по содержанию учебника оперативно (ошибки легко поправимы). Совместно комиссии определяют его концепцию и архитектуру, вырабатывают единые требования к тексту. Далее каждая комиссия самостоятельно отстраивает свою часть виртуальной башни, принимая в расчет внутреннюю логику науки, основы которой преподносятся, и методические особенности преподавания данного предмета. За 2-3 года работу можно закончить. К 2005 году техническая оснащенность российских школ станет достаточной для того, чтобы эффективно воспользоваться возможностями единого электронного учебника.
Сергей СЕЛЕМЕНЕВ,
учитель истории
Новосибирск
Комментарии