В школе №1498 «Московская международная школа» в рамках круглого стола Совета молодых педагогов прошло обсуждение Стратегии развития московского образования до 2025 года.
Современная московская школа, реализующая наряду с фундаментальным образованием такие образовательные проекты, как «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования», «Надежная московская школа», «Московская электронная школа», является главным ориентиром для развития современного образования России. Именно совокупность программ интеграции общего, профессионального, дополнительного и высшего образования на межпредметной основе дает возможность получить будущему выпускнику углубленные профессиональные знания по выбранной специальности высшего образования. Но метод оценивания знаний будущего выпускника по-прежнему практически остается неизменным.Что сегодня по окончании школы может иметь в своем активе каждый ученик? Это обязательные результаты ЕГЭ (ОГЭ), возможно, дипломы победителя или призера олимпиад. Но ведь за весь период обучения практически у каждого ученика накапливаются результаты его маленьких и больших побед, то есть формируется некое портфолио, которое так и остается в школе и ни в одном вузе нашей страны не рассматривается.Может быть, есть смысл пересмотреть систему сложившегося подхода оценивания? Действующая система не дает полноценной возможности для индивидуализации обучения. Для более детальной и отвечающей требованиям современных реалий оценки школьников может быть разработана система единого рейтинга обучающихся. Это будет система комплексной оценки достижений и процесса обучения, в которой найдут отражение результаты каждого ученика за все время обучения, в том числе полученные отметки, промежуточные итоговые работы, участие и победы в олимпиадах, проектах и общественной деятельности, и, самое главное, поможет выявить перечень наиболее интересующих ученика дисциплин и тем.Рейтинговая система – это совокупность правил оценивания, методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающих сбор и анализ информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности обучающихся. Такая система позволит присвоить персональный рейтинг каждому учащемуся в разрезе отдельных учебных дисциплин, любого вида занятий, а также итоговый рейтинг за весь определенный период обучения. Предложенная рейтинговая система обеспечит повышение самостоятельности, стимулирование познавательного интереса, систематизацию процесса обучения, что может обеспечить повышение качества обучения.Итоговый рейтинг будет представлять собой не просто упорядоченный список учеников в зависимости от их успеваемости, а то, насколько достижения конкретного школьника вписываются в заданный вектор развития всей системы московского образования. Но главное – это индивидуальный ориентир развития каждого обучающегося. Кроме того, достоинствами такого рейтинга будут следующие принципы: комплексность, объективность, прозрачность.Определим основные числовые параметры образовательного рейтинга:- текущие, промежуточные (четвертные, триместровые) и годовые отметки;- результаты олимпиад;- итоги независимых диагностик;- участие в проектно-исследовательской деятельности;- баллы ГИА.Качественные показатели, которые дополняют развитие личности:- спортивные достижения;- общественная деятельность;- дополнительное образование.Для более объективного подхода шкала оценки рассчитывается отдельно для нескольких возрастных категории, поскольку количество мероприятий и учебная программа различны в начальной, средней и старшей школе.Возникнет ли у выпускника школы интерес к будущей профессии, если этот интерес не имел места быть или не подогревался через разные интерактивные формы в том возрасте, когда он был максимально велик?При наличии у учеников старших классов рейтинга оценки своих достижений по всем дисциплинам в форме электронного портфолио они смогут более осознанно сделать выбор профиля будущего обучения или профессии. Чем раньше мы вовлечем ученика в проектную и олимпиадную деятельность, тем раньше он получит личный опыт и, значит, начнется развитие его интересов к определенным дисциплинам. Еще одним достоинством рейтинговой системы является возникновение в процессе обучения элемента конкуренции и азарта. Развитие – это выход за пределы собственных границ. И именно работа в этом направлении позволит выйти за данные рамки.Поэтому, на мой взгляд, создание информационного ресурса для выявления активности способностей каждого ученика, обеспечение педагогической поддержки и сопровождения, внедрение системы поощрений для учащихся, а также создание механизмов для групповой мотивации сможет дать более углубленную оценку выпускника.Таким образом, при поступлении в профессиональное образовательное учреждение у каждого учащегося будет возможность представить (помимо установленных документов) электронное портфолио, которое будет отображать его потенциал и предпочтения и даст преимущественное право на дальнейшее обучение. Артем АЛЕКСЕЕВ,учитель географии школы №1498
Комментарии