search
main
0

Единый государственный экзамен: от настоящего к будущему

Министр образования Москвы Исаак Калина принял участие в заседании Комитета Государственной Думы РФ по образованию, посвященном итогам проведения ЕГЭ в 2014 году и изменениям в проведении в 2015 году.

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора:- Оценка качества образования сегодня одна из ключевых проблем. Наша задача сделать так, чтобы развивалась объективная система оценки качества образования. Что касается единого государственного экзамена, то 24 октября 2013 года мы провели круглый стол в Государственной Думе, его рекомендации мы взяли за основу в своей работе и выполнили.Первой была рекомендация, связанная с тем, чтобы проводить ЕГЭ не только в конце учебного года, но и дать возможность ученикам, которые освоили, допустим, географию после 10-го класса, сдать экзамен, не дожидаясь мая-июня. 14 февраля 2015 года такая возможность выпускникам, которые завершили изучение географии в 10-м классе, будет предоставлена.Речь на круглом столе шла об открытом банке заданий, это предложение оказалось очень эффективным. Мы в прошлом году открыли примерные задания по всем предметам, это был самый популярный ресурс, школьники, которые готовились к сдаче экзамена, активно им пользовались и решали задачи. Определенное напряжение в отношении экзамена это снимало, потому что зачастую раньше ребята не знали, какие задания могут быть на экзамене. В этом году мы эту работу продолжаем, банк уже насчитывает более 100 тысяч экзаменационных заданий.Предложение формировать КИМы сразу из банка заданий было непростым технологическим решением, но уже в этом году мы дадим такую возможность для базового уровня по математике, апробируем эту технологию. Если она себя эффективно зарекомендует, то уже в 2016 году мы рассмотрим вопрос о формировании экзаменационных материалов из закрытого банка заданий непосредственно перед экзаменом и по другим предметам.Что касается отмены тестовой части, то и эту рекомендацию мы исполнили. У нас уже была отменена тестовая часть по математике, по литературе, в этом году – по русскому языку, причем по другим предметам мы значительно уменьшили задания с выбором ответа, думаю, что в дальнейшем мы также будем отказываться от тестовой части и по другим предметам.Речь шла о том, чтобы включить раздел «говорение» при проведении ЕГЭ по иностранным языкам и литературе, в 2015 году у нас вводится вторая часть «говорение», точнее, мы ее возвращаем. По иностранным языкам экзамен будет длиться два дня. Для этого надо было разработать все необходимое программное обеспечение, подготовить организаторов экзамена, аудитории, пункты проведения экзамена – все это сейчас в работе, особых проблем я не вижу. Что касается ЕГЭ по литературе, мы сейчас посмотрим, как организационно будет проведен устный экзамен по иностранным языкам, как будут отработаны технологии, возможно, мы будем уже рассматривать какие-то элементы устных экзаменов и по другим предметам по завершении 2015 года.После завершения экзамена в 2014 году мы провели анализ детально по всем предметам, разместили итоги на сайте ФИПИ, сейчас эти аналитические справки активно используют институты повышения квалификации и педагогические вузы для организации соответствующих курсов.По поводу рекомендаций об увеличении количества общественных наблюдателей: в 2014 году мы впервые привлекли в качестве наблюдателей студентов, которые учатся, которые хотят, чтобы ЕГЭ был честным. Они участвовали в особенно сложных регионах в качестве федеральных общественных наблюдателей, мы в этом году ввели институт федеральных инспекторов, эту практику продолжим и в 2015 году.Рекомендация круглого стола была по поводу сертификации пунктов проведения ЕГЭ. В прошлом году мы каждый пункт экзамена привели в соответствие с требованиями, которые разработали, в этом году мы проводим аудит всех региональных центров обработки информации. К концу года он завершится, подведем итоги и дадим соответствующие рекомендации органам управления образованием.Вот все те меры, о которых говорилось в 2013 году на заседании круглого стола комитета, дали свой эффект. Об этом, кстати, говорил Владимир Путин в Пензе на форуме ОНФ РФ: экзамен позволяет понизить коррупцию в сфере образования и дать возможность поступления из разных населенных пунктов, не выезжая, школьникам в высшие учебные заведения.Помимо тех рекомендаций, о которых шла речь, также была реализована инициатива об использовании видеонаблюдения, которое было задействовано на выборах президента, в ЕГЭ. Это мы тоже реализовали, сегодня несколько десятков тысяч камер находятся в школах, всю инфраструктуру, которую «Ростелеком» установил в школах, сейчас используют и для дистанционного обучения, она будет использоваться для различных мониторинговых исследований качества образования и по другим направлениям.Мы обучили всех председателей предметных комиссий регионов, реализовали в 2014 году перекрестную проверку части С, когда часть С проверяли в других субъектах Российской Федерации. Важное направление – информирование школьников, учителей, методистов, мы разработали для этого все необходимые брошюры, записали лекции всех руководителей предметных комиссий, провели совещание под руководством полпредов Президента Российской Федерации в каждом федеральном округе, то есть вся необходимая информационная работа в 2014 году была проведена. Очень важно соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ребята не должны оставаться в стороне от тех процессов, которые идут в школе. Поэтому мы подготовили соответствующие рекомендации, активно работаем по поводу организации и выпуска специальной литературы по подготовке к единому государственному экзамену, КИМов с использованием шрифта Брайля, организации пунктов проведения в стационарах. Эту работу в 2015 году мы продолжим вместе с Минздравом РФ.Впервые вместе с вузами мы провели работу по оценке остаточных знаний студентов-первокурсников по русскому языку, физике, биологии и химии. 15 тысяч студентов были оценены, результаты этой оценки коррелируют с результатами единого государственного экзамена. Для нас важно не столько усиление мер информационной безопасности, сколько то, чтобы в сознании и школьников, и организаторов ЕГЭ прежде всего была установка: экзамен надо сдавать объективно, если какие-то баллы будут подтасованы, все равно студент будет отчислен, так как не сможет хорошо учиться. Что касается результатов ЕГЭ по 2014 году, то они по всем предметам ниже, чем результаты 2013 года. Это говорит не о том, что сильно понизилось качество образования, мы прекрасно понимаем, что за год качество образования так сильно понизиться не может, это говорит о том, что была некая дельта нечестности, утечки и помощь организаторов. В этом году мы по каждому предмету имеем объективные результаты, с которыми субъекты Российской Федерации работают для того, чтобы повышать качество образования. Анализ ФИПИ по предметам дает повод для совершенствования и учебной литературы, и заданий для институтов повышения квалификации. Мы видим, что 80 процентов учащихся пишут с орфографическими и пунктуационными ошибками, четверть выпускников не смогли решить задачу: «Поезд «Мурманск – Санкт-Петербург» отправляется в 9.15 и прибывает в 11.15 на следующий день. Сколько часов поезд находился в пути?» 20 процентов выпускников не знают закон Ома, 36 процентов не умеют снимать показания с измерительных приборов. По истории 23 процента называют авторами программы «500 дней» Косыгина и Микояна, 50 процентов не относят к Сталинградской битве бои за Мамаев курган, 28 не знают, что Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии подписал Жуков, 60 процентов не могут определить эпоху, описываемую в «Слове о полку Игореве», 22 процента уверены, что первые советские космические ракеты создал Вавилов. В 2015 году мы введем задание по истории регионов России, увеличим на 7 процентов долю вопросов по истории культуры России, будет дальнейшее увеличение заданий по всеобщей истории. Для нас важно, чтобы учебник по истории, чтобы историко-культурный стандарт был синхронизирован с измерительными материалами, чтобы все работало в единой системе.Каковы наши дальнейшие шаги? Первый шаг – объективно и честно мы должны провести ЕГЭ в 2015 году и в последующих годах. Все те меры, которые были реализованы в 2014 году, будут реализованы и в 2015-м. Основные изменения – устная часть по иностранным языкам, введение базового и профильного уровня по математике, введение итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации, в том числе и ЕГЭ. Конечно, единый государственный экзамен не может служить единственным измерителем оценки качества школьного образования. Поэтому мы с этого года впервые начинаем национальные исследования качества образования. В свое время были министерские контрольные работы, по результатам которых оценивали качество физического, химического, биологического образования, для того чтобы понимать объективную ситуацию в том или ином субъекте Российской Федерации, принимать соответствующие управленческие решения по совершенствованию качества образования. Такое же исследование по качеству математического образования мы впервые провели 28 октября 2014 года. Мы посмотрели, разработали задания для 5, 6, 7-го класса, потому что многие проблемы начинаются с основной школы, важно их вовремя диагностировать и принимать соответствующие решения. В апреле 2015 года мы планируем провести мониторинг качества преподавания русского языка в 4-х классах, в октябре 2015 года – по информатике, информационным технологиям, затем, возможно, по истории, географии, другим предметам, разрабатываем специальные оценочные процедуры для школ, чтобы они могли по всем уровням образования провести самодиагностику. Во многих регионах такая работа идет. Мы активно используем опыт, в том числе и московский, чтобы эта работа шла с учетом того накопленного опыта, который есть уже в субъектах Российской Федерации. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы: – Мне кажется, что мы просто обязаны зафиксировать, когда говорим о результатах, что ЕГЭ 2014 года в результате 15-летнего периода, а я помню все 15 лет, кратно объективнее, чем выпускные и вступительные экзамены 1999 года. Это, мне кажется, самый важный результат, потому что без объективного завершения невозможно вообще обеспечивать качество.Но, думаю, мы обязаны в то же время и признаться, что за 15 лет единого госэкзамена ради технологии, обеспечивающей объективность, что было, согласен, сверхнеобходимо, мы в какой-то степени, как в шахматном гамбите, пожертвовали качеством, содержательностью экзаменационных материалов. Это было неизбежно, невозможно было содержательную часть классического экзамена упаковать в новые формы, в новую технологию. Мне кажется, что сегодня очень сложная задача, которая стоит перед Рособрнадзором, не отказываясь от формы и технологий единого государственного экзамена, активнее насыщать их классическим содержанием. Это очень сложная задача, мы сейчас в нашей диагностике пробуем даже не на 11-м, а на 7-м классе вернуть классическое содержание экзаменационных материалов. Это очень непросто, но это необходимо сделать, чтобы не допустить скатывания в простое натаскивание, хотя надо признаться, что и в 1999 году на билеты натаскивали плохие учителя, а хорошие не натаскивали, сегодня хорошие учителя на ЕГЭ не натаскивают и имеют гораздо лучшие результаты, чем те, кто занимается натаскиванием. Но именно вот насыщение технологии ЕГЭ классическим содержанием, мне кажется, самой сложной задачей.Мне кажется, вообще не надо сравнивать результаты ЕГЭ-2014, анализ этих результатов, с какими-либо результатами выпускных экзаменов 90-х, 80-х, 70-х годов. Если сравнить результаты вступительных экзаменов в вузы тех же лет, то увидим, что процент проваливших вступительные экзамены и не решивших на вступительных зачастую не очень сложные задания ничуть не меньше, чем сегодня на едином государственном экзамене. Поэтому мне кажется, что программу надо не легче делать, а просто делать реалистичнее. Я согласен, что появление в содержании, обязательном для всех, заданий, тем, которые не находится в зоне ближайшего развития ребят, не обладающих необходимыми школьными знаниями, резко отталкивает их от предмета, и тогда они даже то, что могли бы изучить, просто не изучают.Уверен, что мы должны все больше и больше признавать, что единый государственный экзамен за эти 15 лет совершил большой дрейф. Он уже работает далеко не как выпускной из школы. Он работает как вступительный в вуз, и когда мы что-то сравниваем, мы должны все время сравнивать его со вступительными в 80-90-е годы, тогда мы поймем, что ничего страшного в результатах ЕГЭ нет.Я хочу, чтобы мы вернулись к двум темам: «Наполнение технологии ЕГЭ классическим содержанием» и «Как нам, не давая индульгенции школам, все-таки решить вопрос о тех детях, которых нужно и можно выпускать из 9-го класса по другим требованиям». Евгений ЯМБУРГ, директор Центра образования №109, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ: – 14 лет проведения ЕГЭ, наверное, не прошли даром. Я никогда не был таким фанатичным поклонником ЕГЭ, но вижу, как в последнее время началось его очеловечивание, и это очень важно.Я вспоминаю, как еще несколько лет назад в тестах были вопросы типа угадайки. По литературе: «Любил ли Онегин Татьяну? Да, любил. Нет, не любил. Когда как». Значит, правильный был ответ «Когда как». Понятно, это вызывало смех, аллергию у интеллигентных людей, отражалось на учителях.Сейчас качество учительства меняется. Вот пять-семь лет назад на курсах мы могли спрашивать молодых учителей и студентов педвузов: «Назовите свой любимый эпизод «Войны и мира», а в ответ получать от будущего учителя литературы: «Когда Наташа на балу танцует со Штирлицем». Сейчас лица учителей посветлели. Многое сказалось: и повышение зарплаты, и тонкие инструменты настройки, самое главное, то, что была снята ответственность с губернаторов (они не могут за это отвечать), прекратилось соцсоревнование между регионами за красное знамя по ЕГЭ. Это системная вещь, и это удалось.Я тоже благодарен и Рособрнадзору, и особенно руководству образования Москвы за то, что в ручном режиме удалось впервые обеспечить права больных детей, в том числе находящихся на длительном излечении. Наш маятник всегда идет то влево, то вправо. Когда в позапрошлом году в Ставропольском крае была позорная история и на базе больниц дети чиновников получили все 100 баллов, дальше маятник пошел обратно и на территории больниц вообще запретили проводить ЕГЭ. У меня на попечении две больницы – онкологическая и детская республиканская. В ручном режиме дети сдавали (по желанию) либо облегченный экзамен, либо ЕГЭ по полной программе. Может быть, кто-то скажет, что это нерационально, но девочка в этом году блестяще сдавала ЕГЭ. Она умерла. Мы знали, что костный мозг не приживется, но этот месяц был для нее вдохновенным. Многие вещи, связанные с нормативной базой, надо совершенствовать. 80 процентов можно сделать на уровне региона, это Москва доказала, но где-то, простите, я прошу и помощи депутатов.Длительно болеющие дети приписаны к своим школам. У нас лежат больные дети из Казани, Перми, подушевое финансирование идет туда. Никаких законов о межрегиональных трансфертах не существует, хорошо что мэр Москвы Сергей Собянин пошел навстречу, что Правительство Москвы выделило деньги как на социально значимые госработы. Разворачивая такую работу, мы сталкиваемся с проблемами, ибо пока действуем как незаконные формирования. По существующему закону, для того чтобы развернуть образовательную деятельность в клиниках, нужно иметь право на оперативное управление. Было бы странно, если муниципал получил бы право на оперативное управление одним этажом в больнице. Это глупость на самом деле. Значит, здесь надо что-то менять и совершенствовать.Я глубоко убежден, что единый госэкзамен надо сдавать честно, по-моему, это очевидно, это уже достигается. Но меня волнует сегодня не столько ЕГЭ, а то, что мы не обсуждаем – итоговая аттестация по основной школе. Вот там колоссальные проблемы. Огромное количество детей не бьют баклуши, они просто реально не могут сдать ОГЭ. Это не те, у кого есть инвалидность, это огромное количество детей в пограничных ситуациях (дислексия, дисграфия). Такие дети никогда реально, даже по самой низкой планке, не сдадут экзамен за 9-й класс. Это было бы не страшно, но тогда они теряют право даже на профессиональное образование, без диплома их никто не возьмет. Вот здесь закон у нас жесткий, когда-то еще в начале лихих 90-х годов для таких детей мы имели право делать специальные проверочные работы в зоне их ближайшего развития. Это не дебилы, это не олигофрены, но если они на входе делают 60 ошибок, так их мозг устроен, а на выходе 10 – это уже огромная победа школы, но на ОГЭ это все равно двойка. Может быть, стоит разделить профессию и образование, не так их жестко связывать. Даже с точки зрения экономической, посмотрите, для многих профессий не нужно 2-3 года в ПТУ, там достаточно 1,5 года. Значит, если мы открываем такие центры, если мы преодолеваем межведомственный барьер школа-профтех, а 15-я статья закона позволяет налаживать сетевое взаимодействие, то мы защищаем этих детей, а таких детей будет все больше. Ориентация только на высшие результаты социально мне представляется опасной. Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ: – Общественная палата Российской Федерации ведет мониторинг проведения ЕГЭ уже шесть лет в таких традиционных формах, как «горячая линия», проведение круглых столов.Сегодня я хочу сказать спасибо депутатам Государственной Думы, потому что в этом году у нас впервые общественные наблюдатели вошли на все этапы единого государственного экзамена. Впервые мы смогли таким образом оказать поддержку нашим детям на достаточно сложном этапе – на этапе проведения апелляции. И это было действительно большое достижение.Бесспорно, обеспечение честности дало хорошую прививку, в том числе и в системе воспитания наших детей.Еще хочу отметить оперативное реагирование, например, на ЕГЭ по английскому языку было колоссальное количество жалоб: не слышно было запись, и Рособрнадзор впервые внутри экзамена принял решение о пересдаче.Тем не менее были и проблемы. Нам, бесспорно, нужно закончить работать с графиком апелляции и обеспечить права ребенка, когда он вынужден сдавать в один день экзамен и в этот же день пытаться сдать апелляцию. Такие совпадения по ряду регионов достаточно часты.Что касается 9-го класса и детей с особенностями здоровья, это колоссальная проблема, мы ее называем как нарушение прав детей данной категории в этом году. Говорить здесь нужно не только об организационных условиях, но и о содержании, и о форме проведения аттестации. На форуме «Народного фронта» мы тоже, обсуждая эту тему, говорили о необходимости дать индульгенцию детям, которые не могут в силу своих особенностей здоровья и дальнейших планов фактически сдать экзамен и перейти на следующую ступень обучения, модель нужно обсуждать.В целом общество не перешло в позицию: «Ура, ЕГЭ!». Общество отмечает в нынешний исторический период в стране изменение целей образования и пытается объяснить это в том числе введением ЕГЭ со сдвигом целей в сторону сдачи единого государственного экзамена.Мы проводили достаточно большие мониторинги с большим охватом учителей – более 4 тысяч. Более 50 процентов учителей говорят об отрицательном влиянии ЕГЭ на качество образования.Мы часто говорим о деформации обучения на старшей ступени. О чем переживаем? Конечно, о том, что идеи вводить дополнительные экзамены, в совокупности с появляющимися национальными исследованиями, могут привести все-таки к увеличению давления на саму систему образования, на образовательные организации. Во всем нужна мера.Про ближайшие задачи на будущее. В 2020 году мы для всех вводим английский язык, это действительно так, это закреплено в нашем новом федеральном стандарте. Но мы не видим начала работ по подготовке. Это не связано с работой Рособрнадзора, но мы не будем готовы к экзамену по английскому языку к 2020 году, если серьезно сегодня не проанализируем вообще, достаточно ли нам педагогических кадров в наших регионах, сможем ли мы реально подготовить наших детей.Мы знаем цифры по недостатку педагогов по математике, физике, по английскому языку эти цифры значительно больше. Вообще тема обеспеченности педагогическими кадрами сложна, потому что количество выпускающихся вузами педагогов очень большое, но мы не видим их приток в школе.Конечно, серьезное направление, которым нужно очень активно заниматься, – это новые КИМы, которые соответствуют новым стандартам. Для них нужна разработка и содержание образования.А модель, к которой должен прийти ЕГЭ, – это, конечно, независимые центры тестирования, когда ребенок сдает многократно и может сам планировать свои экзамены.  Вячеслав НИКОНОВ, председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ:  – Тема ЕГЭ такая, что может обсуждаться вечно. Решение комитета: одобрить основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, считать важным направлением создание общероссийской системы оценки качества образования как инструмента объективной оценки деятельности образовательных организаций, рекомендовать всем депутатам Государственной Думы принять участие в качестве общественных наблюдателей в проведении государственного экзамена в 2015 году.Мнения депутатов ГД РФ по поводуИльдар ГИЛЬМУТДИНОВ:- Мне кажется, мы должны думать о мотивации наших детей к учебе, мы все время только про экзамен и говорим. Думаю, часть ребят просто в школе не учатся, часть из них поступают в СПО, а часть знают, что родители все сделают для того, чтобы они поступили в высшие учебные заведения, этих заведений у нас огромное количество, можно купить любое место. Мы отдаем бюджетные места кому попало. У нас есть закон, целевой набор, нужно только по целевому набору все места отдавать, тогда уже ребята и в школе будут учиться, и понимать, что они готовятся к профессии, что их учебу будут контролировать работодатели. Олег СМОЛИН: – Мое отношение к ЕГЭ не изменилось, проблем меньше всего там, где задания ЕГЭ максимально приближены к традиционным контрольным работам, математика тому пример. Для общественных гуманитарных наук тестоподобные задания менее всего применимы, при устном экзамене можно было рассказать историю с подписанием акта о безоговорочной капитуляции, а при ЕГЭ это очень и очень сложно. Есть определенная психологическая закономерность, когда мы перегружаем детей чем-то, что им трудно освоить, они перестают осваивать даже то, что абсолютно все освоить могут. Мы должны посмотреть программы, надо их облегчать для того, чтобы они были доступны по своей сложности подавляющему большинству наших детей. Появление сочинения в школе – это хорошо, но сочинение не должно быть допуском к ЕГЭ, оно должно быть; собственно, творческая работа должна быть ключевой. В крайнем случае можно сделать задания тестовые типа ЕГЭ допуском к защите творческих работ, но ни в коем случае не наоборот. Поэтому полагаю, что сочинение или устный экзамен по литературе должны стать обязательным экзаменом, нет более мощного средства нравственного воспитания, чем великая русская литература. Я поддержал в этом году идею снижения минимального балла ЕГЭ в интересах детей. Мне кажется, надо было бы вернуться к идее выдавать аттестаты с неудовлетворительными оценками по отдельным предметам. Не сдал математику, но Пушкин тоже ее, как известно, не сдал, что Пушкиным ему быть не помешало. Не сдал два предмета – пошел получать среднее профессиональное образование, но не закрывать дорогу к дальнейшему образованию.Виктор ШУДЕГОВ:- Президент на последнем совещании по образованию в Пензе сказал, что троечникам не место в вузе. А где же тогда им место, если мы их, в общем-то, не будем брать в вузы? Поэтому нам еще предстоит работать и работать для того, чтобы как можно меньше ребятишек оставались на улице. Мне кажется, контрольно-измерительные материалы должны быть апробированы хотя бы в сельских школах, где заведомо низкий уровень, надо посмотреть, как они с ними справляются. Ирина МАНУЙЛОВА:- Кодификаторы, которые регулярно обновляют, позволяют при составлении программы, рабочей программы по предмету системно начиная с 5-го класса по мере прохождения и изучения тех или иных тем обращать свое внимание на подготовку к ЕГЭ. Я думаю, что это принципиальная вещь, которая работает на качество образования. Мы с сентября 2015 года переходим на новые стандарты на уровне основного общего образования, до того как учитель войдет в класс и начнет работать уже по новым стандартам, он должен очень хорошо понимать, какой будет итоговая аттестация, потому что только в этих условиях задачи по качеству подготовки могут быть успешно решены. При подготовке новых программ все-таки нужно подумать о том, чтобы и курсы повышения квалификации, и аттестационные процедуры педагогов, и выпускные экзамены для студентов педагогических вузов включали в себя как один из элементов сдачу ЕГЭ по профильному предмету на профильном уровне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте