search
main
0

Единый госэкзамен – провокация для взяточников Но выход есть. Рубежное тестирование с 5-го по 11-й класс

Реформа образования предполагает существенные изменения в содержании или процедуре обучения. Сейчас заговорили о новом проекте. Реформа ли это?

Предложения группы Грефа о реформе образования представляют собой завуалированный вариант излюбленного чиновничьим племенем приема: установить какие-то правила, заставить всех их выполнять, а самим контролировать их выполнение. Хитрость заключается в том, что реальная жизнь столь многообразна, что полностью не вмещается ни в какие правила. Вот тут-то чиновники и нужны. Именно они ≈ те люди, которые формулировали правила игры, и они же будут давать разъяснения по всем нештатным ситуациям. Роль чиновников здесь трудно приуменьшить. При “хорошо поставленном деле” без них будет совершенно невозможно жить. В проекте группы Грефа использованы устаревшие механизмы, которые с блеском доказали как свою живучесть, так и неэффективность для реформируемой отрасли.

Проект реформы четко обеспечивает достижение только одной цели ≈ снижение государственных расходов на высшее образование. Это факт. Множество других фактов пока нигде не обсуждается. Но они есть. Прежде всего не ясен социальный эффект внедрения реформы в образовании.

Известно, что в образовании, как ни в какой другой отрасли, велик интервал времени между затратами и результатами. Эффект нынешнего преподавания будет заметен через 20-30 лет, когда спросить за результат не с кого, да и поделать уже ничего нельзя. Поэтому, прежде чем реформировать образование, надо очень хорошо подумать о том, к чему каждое преобразование приведет в долгосрочной перспективе.

Начнем с азов. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок, став взрослым, хорошо устроился в жизни. Практически все родители понимают, что хорошее образование – обязательное условие для обеспечения хорошего будущего своим детям. Таким образом, существует высокая мотивация родителей (и части их детей) к получению хорошего образования.

В уродливой среде формируются и уродливые представления о хорошем образовании и образовании вообще.

Сейчас большинство родителей считают, что для обеспечения счастья подрастающего чада достаточно любой ценой впихнуть его в государственный вуз. И впихивают. Часто за взятки. Нищим членам предметных комиссий в вузах деваться некуда. Жить-то надо. А что дальше? Официальные отчеты вузов говорят о том, что после первых двух сессий каждый третий студент отчисляется за академическую неуспеваемость. Нет у них знаний и способностей для обучения в вузе. В школе они ничему не научились. Думали, что на родительские деньги можно будет и дальше проехаться.

Родители должны понять, что одноразовая взятка для поступления в вуз счастья не принесет. Детям необходимо получить хорошее образование в школе. Именно на это должны положить силы родители.

Низкий уровень подготовленности выпускников школ неизбежно ведет к снижению качества выпускников вузов. И тут не помогут никакие подготовительные курсы при вузах ≈ эти фиговые листки, прикрывающие срам школьного образования. Школы недоучивают, а вузы исправляют их недоработки, подтягивая учащихся до нужной кондиции. Впрочем, даже хорошие преподаватели на подготовительных курсах не могут за один-два года дать хорошую подготовку ученикам, которые потеряли в плохой школе несколько бесценных лет, когда восприятие остро и мысль свежа.

Бессмысленно выдумывать реформы ради плохо подготовленных выпускников.

Необходимо разработать такой механизм функционирования системы образования, который в значительной степени был бы лишен вышеперечисленных недостатков и предусматривал бы возможность к естественному саморазвитию. При этом важно исключить всякую возможность вмешательства чиновников в процедуру обучения, оценки результатов и их использования.

Реформа образования, которая в действительности это обеспечит, станет исторической.

Начнем с важного и очевидного ≈ государственного финансирования образования. Достаточного количества денег на это нет и не будет! Пока в стране не наладится экономика, то есть не создадутся устойчивые и приспособленные друг к другу рынки материальных, трудовых и финансовых ресурсов, не отладятся эффективные механизмы сбора налогов и отправления правосудия, ≈ до тех пор достаточных средств на образование не будет.

Реформа должна быть такой, чтобы система образования в значительной степени финансировала сама себя. Одновременно должны быть учтены интересы всех заинтересованных лиц и структур. Выход один. Образование должно быть качественным. Очень качественным. Именно за это заинтересованные люди и структуры готовы платить деньги. Ими нужно правильно распорядиться. Нужно приложить творческие усилия по созданию самоорганизующейся системы, способной к дальнейшему самостоятельному существованию.

Нам представляется, что принципиальным и новым элементом этой системы должна стать независимая и объективная оценка уровня подготовленности учащихся и качества всей системы образования.

Эту работу должна выполнять структура, административно и экономически независимая. К сожалению, предусмотренная в Законе “Об образовании” государственная аттестационная служба до сих пор не создана. Однако родился, подрос и окреп Центр тестирования Минобразования России. Раз в году по договорам с вузами он проводит добровольное централизованное тестирование по любому школьному предмету и выдает соответствующие сертификаты.

Однако ни в коем случае нельзя останавливаться на оценке уровня подготовленности только выпускников школ. Это ничего не даст. К выпускным экзаменам дело уже сделано. Обучение в школе закончено. Кто хорошо подготовлен ≈ учись далее бесплатно. Кто плохо ≈ плати за высшее образование. В этом выборе система образования права голоса не имеет и, по сути, ничего поделать не может. Зато такая схема отбора в вузы просто провоцирует на подделку результатов госэкзамена.

Положение дел принципиально изменится, если систематически отслеживать уровень подготовленности учащихся во всех классах (скажем, с 5-го по 11-й). Центр тестирования готовит тесты и предлагает начиная с этого учебного года проводить шесть раз в год рубежное тестирование учащихся по любому предмету. Независимо и объективно. Если это внедрить в практику образования, то можно будет отследить траекторию роста знаний и уровень подготовленности ребят на протяжении ряда лет, практически все время обучения в школе. Тогда невозможно будет предъявить высокую итоговую оценку для поступления в вуз, имея низкие показатели за несколько последних школьных лет. Такой высокой оценке просто никто не поверит. Злоупотребления будут практически исключены.

Наблюдая за траекторией роста знаний каждого отдельного учащегося, можно будет проследить, почему в какие-то периоды темпы роста знаний замедляются или ускоряются, разобраться, в чем причина. Проблемы в семье? Изменения в физиологии? Профессионализм учителя? Качество используемых учебников и программ?

Отсюда один шаг до аттестации учителей и учебных заведений, до обоснованных оценок учебников, методик и программ. Все оценивает не чиновник, а жизнь.

Объективная информация об успехах ребенка нужна каждому родителю. Оценка работы учителей нужна органам управления образованием. За эту информацию родители и органы управления образованием готовы платить.

А конечная цель ≈ оценка качества образования.

Где взять деньги? У заинтересованных лиц и структур. Они готовы платить, но обязательно нужно обеспечить юридическую поддержку результатов такого платного тестирования. Необходима лишь поправка к Закону “Об образовании”, разрешающая использовать результаты добровольного платного тестирования в качестве оценок итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в вузах. Рубежное тестирование может быть платным ≈ оно в основном для родителей. Возможен и другой вариант ≈ все оплачивает государство. Тогда с плохо подготовленных абитуриентов можно будет брать деньги за обучение в вузе и часть их направлять на независимую оценку качества обучения в школе (тестирование).

Итак, предлагаемый организационный механизм реформированной системы образования выглядит следующим образом:

1. Структура, обеспечивающая независимую и объективную оценку уровня подготовленности учеников на протяжении всего обучения. Нормативно-правовая база учета результатов тестирования выпускников. Получение объективных и надежных оценок.

2. Общественный орган, определяющий содержание и качество тестовых материалов, анализирующий динамику уровня подготовленности школьников по всей стране и в отдельных регионах.

3. Средства массовой информации, обеспечивающие прозрачность результатов оценки качества образования и оказывающие информационную поддержку процедурам тестирования.

4. Страховые общества, обеспечивающие привлечение средств в обмен на гарантии предоставления информации об уровне подготовленности детей и способствующие получению качественного образования (общего, полного и высшего), включая гарантированное поступление на обучение в престижные вузы.

5. Банковская система для обеспечения эффективного использования полученных средств.

Владимир ХЛЕБНИКОВ,

директор Центра тестирования Минобразования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте