search
main
0

Единый экзамен Кому он нужен: детям, вузу или Грефу?

Идея единого национального экзамена будоражит умы с момента появления в печати “Стратегии реформирования образования…” (“УГ” N 22 с.г.). Сей документ, именуемый в обиходе “планом Грефа”, уже обсуждался читателями на страницах нашего издания. Но некоторые положения “Стратегии…”, в частности о едином национальном экзамене, требовали уточнения. За прояснением ситуации мы отправились к Виктору Александровичу БОЛОТОВУ, заместителю министра Минобразования РФ.

– Виктор Александрович, обратимся к истории вопроса. В “Стратегии…” сказано, что “с 2003 года вводится единый общенациональный экзамен на аттестат зрелости по окончании полной средней школы. В ходе экзамена учащиеся, оканчивающие старшую школу, сдают в письменной форме в виде тестовых или иных заданий 2-3 экзамена по обязательным предметам и 2-3 по выбору. По результатам экзамена они получают вкладыш в аттестат с указанием сданных предметов и полученных по ним оценок и сертификат, представляющий собой персонифицирующий титул на бюджетное финансирование обучения в вузе”…
– Дело в том, что вы приводите цитату из документа, который в основном одобрен, но в окончательном виде еще не принят.
– Следовательно, представление о том, что есть “единый общенациональный экзамен”, в полном виде еще не сложилось?
– Совершенно верно. В июле этого года был утвержден план действий правительства на ближайшие два года. Там запись гораздо скромнее – о начале эксперимента по введению единого экзамена. То есть указано только направление работы, в котором мы сейчас и движемся.
Думаю, никого не нужно убеждать в необходимости единого экзамена. Во-первых, выпускник переживает двойной стресс, сдавая в короткий промежуток времени и школьные, и вузовские экзамены. Не так уж здоровы наши дети, чтобы подвергать их подобным испытаниям. Во-вторых, по оценкам некоторых экспертов, вокруг вузовских вступительных экзаменов крутится столько теневых денег, что они вполне соотносимы с затратами на обучение в выпускном классе. Это и подготовительные курсы, и репетиторство, и, скажем откровенно, взятки – отнюдь не борзыми щенками. Наша задача – оздоровить ситуацию, сделать её более прозрачной и честной.
Кроме того, единый экзамен существенно повышает академическую мобильность выпускников школы – не всякая семья найдет средства для поездки для сдачи вступительных экзаменов, а вдруг не поступит?
– В тексте документа, который я зачитала, о процедуре экзамена сказано так: “в письменной форме в виде тестовых или иных заданий”…
– В ректорском корпусе часто звучат опасения по поводу тестирования. Приводятся содержательные недостатки этой системы. Они хорошо известны, и я не буду их повторять. Мы далеки от мысли насильно внедрять ту или иную систему – будь то централизованное тестирование, о котором много и неоднозначно писала ваша газета, систему “Телетестинг” или систему “Камертон”, опыт применения которой опробован в Республике Марий Эл.
Что собирается делать министерство? Наша задача – определить правила и рамки процесса, но вовсе не давать готовые ответы, которые будут получены лишь в результате эксперимента. При Минобразовании будет создан Совет, в который войдут представители регионов на уровне вице-губернаторов, отвечающих за социальные вопросы, люди, курирующие высшую и среднюю школу в самом министерстве, а также представители тех образовательных структур – МИПКРО, центров тестирования и т.п., где уже есть реальные подходы решения проблемы.
– Когда будет создан Совет и кто им будет руководить?
– Вопрос о создании Совета решится к концу сентября. Возглавит Совет министр образования. Кроме того, в каждом регионе, который войдет в эксперимент, будет создан местный совет. Нас могут упрекнуть – министерство опять занимается своим любимым делом – “советуется”. Но очевидно, что такой важный вопрос, как единый экзамен, требует не просто большой и слаженной работы, но и согласия по крайней мере двух сторон – вузов и школы. Наилучшим арбитром в возможных спорах будет вице-губернатор, как никто другой заинтересованный и в “социальном мире”, и в качестве образования, и в успехе эксперимента. Регионы сами будут выбирать, какую модель экзамена они будут проводить и как будет выглядеть его процедура. Сегодня мы не пытаемся найти единую схему, наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы разрабатывались разные подходы и разные решения.
– Таким образом, предстоящий экзамен вернее будет назвать единым региональным, а не общенациональным? И позиция министерства такова: вы там экспериментируйте, а мы посмотрим, что у вас получится…
– Нет. Позиция министерства состоит в том, чтобы дать техническое задание на региональную программу эксперимента. Мы ставим ряд вопросов, на которые территории должны дать свои варианты ответов. Среди них: как обеспечить защищенность, объективность единого экзамена? Как будет решаться вопрос с абитуриентами из других местностей, приехавшими поступать в “зону эксперимента”? Как будет обеспечиваться ступенчатость зачисления в вузы (в случае, когда по оценкам единого экзамена абитуриент может быть приглашен сразу в несколько вузов)? Проблем много. Очевидно, что ребята будут пробовать свои силы не только в местных вузах. Как быть, допустим, с выпускником, отправившимся из Самары поступать в Москву? Сопроводительные письма министерства на имя ректора соответствующего вуза таких ребят, думаю, поддержат…
– Но ведь это, насколько я понимаю, незаконно?
– Одна из задач министерства – разработка нормативно-правовой базы, соответствующей новым реалиям. Мы будем менять положение об итоговой аттестации и соответственно правила приема в вуз. В эти документы будут добавлены вещи, делающие легитимным единый экзамен.
– Какие экзамены будут общерегиональными? Ведь есть вузовские специальности, куда, например, надо сдавать географию?
– Это вопрос процедуры и вопрос механизмов, который может быть решен по-разному. Сейчас ряд регионов на первом этапе эксперимента хочет взять только такие предметы, как русский язык (словесность) и математика. При этом в письменных заданиях могут быть две части: первая – стандарт, вторая, более сложная, – для профильных специальностей.
– Сейчас при поступлении в вуз существуют разные измерительные шкалы: и десятибалльная, и двадцати-, и стобалльная… Как все это китайское разнообразие – “пусть расцветает сто цветов” – будет сводиться к чему-то единому, определенному?
– Да, многие считают, что единый экзамен должен иметь сто баллов. И должен быть конвертор, превращающий эти баллы в оценки школьного аттестата и в оценки вузовского испытания… Но вообще ваши вопросы…
– …не имеют ответов…
– Нет, пока они имеют разные варианты ответа, и мы их будем проверять. Ведь в этом учебном году пройдет единый региональный экзамен с федеральной составляющей. Во-первых, при любой модели проведения разработка единых требований будет осуществляться в Москве. Во-вторых, мы будем посылать своих наблюдателей, которые обеспечат чистоту эксперимента. И, в-третьих, по итогам этого года мы выявим наиболее удачную схему решения проблемы, предложим её профессиональному сообществу. И во втором туре эксперимента будут обкатываться уже проверенные идеи. А введение единого экзамена в 2003 году, помимо очевидной пользы для наших старшеклассников, даст еще и немалый экономический эффект, экономию рабочего времени учительского и преподавательского состава.
– Но пока регионам, взявшимся за эксперимент, потребуются некоторые финансовые расходы…
– Да, это так. Поэтому важно, что первые лица Республики Саха-Якутии, Республики Мордовии и Самарской области выразили желание поддержать эксперимент по единому экзамену. В министерство поступило еще около 15 заявок от региональных органов управлений образования, сейчас они внимательным образом рассматриваются.
В заключение нашей беседы я бы просил всех заинтересованных читателей “Учительской газеты” включиться в обсуждение проблем, связанных с единым общенациональным экзаменом. Круг вопросов – очень большой. А успех дела, как известно, зависит не столько от замысла, сколько от его воплощения. Мы будем благодарны за все конструктивные замечания и предложения, касающиеся сути дела.

Лидия СЫЧЕВА

От редакции

Вопросы, связанные с проведением единого общенационального экзамена, направляйте в газету. “УГ” совместно с министерством намерены провести “круглый стол” по заявленной проблеме. Предложения, заявки на участие, тезисы выступлений, вопросы можно отправить по факсу (095) 928-82-53, по электронной почте school”ug.ru или по почте на адрес редакции. Ждем ваших писем в течение двух недель после публикации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте