search
main
0

Единые параметры, единые критерии, единые показатели – залог объективной оценки труда учителя и школы

​Надежда ФОМИНА, методист учебно-методического центра Юго-Западного округа: – Оценка уровня квалификации педагогических работников имеет сегодня особое значение, мы говорим о новом порядке аттестации, новых квалификационных характеристиках педагогических работников, новой системе оплаты труда, новых стандартах образования. Время диктует иные подходы к оценке результатов деятельности учителя. Оценка – основа управления качеством образования. В Юго-Западном округе сформирована и продолжает развиваться единая окружная система оценки качества образования, ориентированная прежде всего на оценки результатов обучения, на единых критериях, параметрах, показателях, индикаторов, причем на всех уровнях она обеспечена программным сопровождением. Тестирование, как в школе, так и в округе, проводится по единому алгоритму и однозначно интерпретируется.

Новая система оценки качества образования позволяет учитывать не только динамику результатов обучения, но и проводить сопоставительный анализ, сравнивая полученные результаты со средними в округе, районе, школе, классе. Модель построена по иерархическому принципу, когда данные первой степени агрегируются в данные второй и так далее. Работа проводится под руководством Московского центра качества образования. В соответствии с Регистром Московского центра качества образования система складывается из следующих составляющих: ученик – класс – учитель – школа, созданы отдел качества образования, лаборатории, Ресурсный центр, отработана система хранения, сбора, интерпретации и анализа поступающей информации. Основу информации о качестве образования составляют данные об индивидуальных достижениях каждого обучающегося. Каждое образовательное учреждение ведет мониторинг результатов обучения своих учеников, учитывая достижения, выявляя проблемные зоны. Разработанные в округе электронные программы анализа контрольных работ, тестов, анализы результатов деятельности класса позволяют это сделать.В основе источника информации о классе – электронный журнал класса. При этом проводится импорт данных в программу, который осуществляет анализ с учетом ожидаемых, планируемых результатов обучения и требований стандарта образования.Особенность  наших программ в том, что в них заложен очень важный показатель – ожидаемые результаты обучения, которые очень часто зависят от состава учащихся этого класса. Необходимо учитывать, с каким контингентом работает учитель, чтобы увидеть прирост качества в так называемом слабом классе и сохранить высокие результаты обучения в классе сильном –  гимназическом, лицейском, с углубленным изучением.Таким образом, анализ результатов деятельности учителя складывается из результатов деятельности обучающихся и оценивается в соответствии с  нормативными требованиями и стандартами и личностными ожиданиями, определяемыми в ходе педагогической диагностики. Качество результатов обучения скоро будет напрямую связано с оплатой труда педагога. В связи с этими возрастает роль общественно-профессионального аудита. В школах Юго-Запада применяются программы, позволяющие осуществить независимую экспертную оценку внутри образовательного учреждения. Проведение итогового тестирования с участием представителей администрации, методических объединений, членов профсоюза становится нормой организации объективного внутришкольного контроля.Как мы знаем, вышел уже приказ Министерства образования и науки РФ о порядке аттестации педагогических работников. В новых документах раскрываются требования к категориям. Педагог, показавший положительную динамику в классе с исходно низким результатом, затративший титанические усилия на продвижение учащихся, но не достигший средних значений области, города и района, даже при наличии личного вклада  в развитие образования, рискует быть неаттестованным.В приказе определены задачи новой аттестации, важнейшими из которых стали стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда. В ходе аттестации обязательно должен учитываться принцип коллегиальности, объединения государственного и общественного участия, в том числе и профсоюзов, что предполагает минимизацию субъективизма и предвзятости при оценке уровня квалификации педагога.В нашем  округе разработана модель портфолио учителя, которая, несомненно, будет подспорьем в проведении процедуры новой аттестации. Она сочетает внутреннюю и внешнюю экспертную оценку результатов деятельности педагога. Окружная модель дополняется и обогащается разработками школ – участников городской экспериментальной площадки. Новое направление в развитии окружной системы оценки результатов деятельности учителя, несомненно, будет связано с разработкой новых программ оценки уровня квалификации педагогов. Основа окружной системы – оценка результатов обучения в каждой школе округа. Модель оценки качества образования в школе – эффективный инструмент для стимулирования работы каждого педагогического коллектива.Важная составляющая анализа результатов деятельности округа в целом  – учет особенностей каждого районного округа. У нас разработаны муниципальные модели анализа районов и окружная модель оценки качества образования. Все эти данные позволяют осуществлять непрерывный ненавязчивый, педагогический мониторинг,  что делает оценку результатов деятельности педагогов объективной, постоянной, полной и достоверной.Отчет по району также опирается на системный подход, позволяет оценить не только результаты обучения, но и эффективность управления качества образования в каждой школе округа. Отчет по округу завершается рейтингом образовательных учреждений. Четырехлетний мониторинг позволил выделить школы, постоянно занимающие лидирующие позиции по 19 показателям,  рекомендовать их на самоконтроль. Часть школ находится в зоне риска, по отношению к этим школам в округе разработаны антикризисные программы по выводу школ из сложившейся ситуации.С учетом результатов окружной системы оценки качества образования начинает формироваться новая система повышения квалификации педагогов. В ходе экспертизы результатов педагогической деятельности определяется уровень преподавания, намечается индивидуальный план работы с различными категориями педагогов. Результатом внедрения новой системы оценки качества образования стало, помимо прочих, повышение качества принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования. В образовательных учреждениях формируется новое информационное пространство, формируются и  новые компетентности педагогов, отраженные в квалификационных характеристиках, умение оценивать результаты обучения.Система информационных потоков в округе разграничена как по доступу пользователей, так и по целям. Информация от школ поступает в районный округ только в обобщенном, свернутом виде, предусмотрены меры по защите персональных данных.Округ включился в работу по формированию московского Регистра качества образования, часть школ уже работают на портале Московского центра качества образования, апробирована модель внутришкольного контроля в информационном режиме,  мы можем оценить преимущества новой системы. Школы округа вошли в городскую площадку по формированию модели оценки качества общего образования в Москве.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте