search
main
0

Единство символа и вещи. Молодежный центр правовой культуры и прав человека

Современное общество многие социологи и психологи окрестили «обществом риска». Опасности поджидают современного человека на каждом шагу. Техногенные и экологические катастрофы – это неизбежная плата за технический прогресс, а ощущение нестабильности – обратная сторона невиданной доселе мобильности социума: можно приобрести и потерять все в одночасье, то, что еще недавно казалось незыблемым, вдруг разрушается. Стоит ли удивляться тому, что ощущение угрозы и опасности стало постоянным спутником человека?

Немаловажный факт: благодаря развитию средств массовой коммуникации мы имеем возможность узнать о грозящих нам опасностях гораздо больше, чем раньше. Но узнать – вовсе не означает понять. Сегодня на человека обрушивается такой поток информации, который он просто не в состоянии освоить. А там, где есть неизвестность, страх усиливается многократно. Собственно говоря, страх в этом случае является нормальной защитной реакцией психики, которая заставляет человека быть осторожным и тем самым помогает предотвратить возможную опасность.

Однако в тот период, когда нам особенно трудно – в силу ли общей нестабильности или просто «черной полосы» жизни, – возникает соблазн найти того, кто виноват во всех несчастьях. Благо окружающая социальная действительность предлагает множество готовых идей, лозунгов, гипотез о том, в чем истинная причина наших бед.

Нередко в роли «властителей дум» оказываются политики, журналисты. Один из них – обозреватель «МК» Александр Минкин – в своей предвыборной листовке образца 1999 г. весьма откровенно говорит:

«Страх этот знаком каждому, кто хоть раз заблудился в лесу. Сразу становится очень неприятно. Да еще небо обложило, сверху льет, под ногами болото. Страх быстро усиливается, тогда вообще перестаешь соображать.

И вдруг – человек. И на твой вопрос спокойно показывает рукой: туда.

И сразу чувствуешь счастье, и страха как не бывало. А что изменилось? Ты там же, где был, и дождь тот же, и болото. Но теперь ты знаешь, где находишься. Тебе дали уверенность.

Двенадцать лет подряд я занимался именно этим… Я всего лишь объяснял, что происходит и где мы находимся. И читателям становилось легче. Но не успеешь объяснить, как власть выкидывает новый номер, отнимает деньги, начинает войну и ворует уже триллионами».

Для почитателей Минкина источником всех бед является безликая и вездесущая власть, которая противостоит нам, «простым работягам». В чьем-то мире поселяются «враждебные народы», «недружелюбные инопланетяне» и прочие подозрительные субъекты, которые только и ждут, чтобы чем-нибудь навредить тебе, твоему народу и тем, кто с тобой.

Обратная сторона любого подобного противопоставления – это стремление найти своих, идентифицировать себя и в конечном итоге не остаться одному наедине с ужасным миром. Собственно говоря: «Способность различать свое – чужое, «мы» – «они» необходима для нормального развития личности, для формирования самосознания, для решения вопроса «кто я?». Проблемы начинаются там, где вспыхивают враждебные чувства к «не-нашему» (а происходит это там, где ищут выхода тревога и страх)».

Исследователи первобытного мышления полагают, что деление мира на две половины – свою и чужую, добрую и злую, светлую и темную, – одна из древнейших конструкций сознания. «Бинарные оппозиции» были неотъемлемой частью мифа, они позволяли первобытному человеку ориентироваться во времени и пространстве, отделять знакомое, и потому неопасное, от незнакомого. Разделение на своих и чужих сплачивало первобытный социум. Миф диктовал определенные правила поведения и сосуществования.

Как отмечает современный российский исследователь мифа А.Топорков, «мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения». С этой точки зрения миф, безусловно, не потерял своей актуальности.

«В мифах комбинируется то, что люди знают, и то, на что они надеются и чего жаждут, в своего рода путеводные карты, которыми люди руководствуются всякий раз, когда им в жизни приходится делать тот или иной выбор» (Дж.Кэмпбелл).

Однако пора разобраться с терминами.

Нередко под словом «миф» подразумевается только стереотип – наиболее обобщенное мнение по поводу группы идей, явлений, социальной группы («женщины чаще мужчин смотрятся в зеркало»). По сути, стереотип – нормальный прием человеческого мышления. Он способствует, например, узнаванию знакомых объектов, формированию понятий. Наши бытовые привычки – те же стереотипы, и они весьма облегчают жизнь. Нередко мы составляем обобщенное мнение о той или иной группе людей («все они всегда… такие-то»).

Эмоционально окрашенные стереотипные суждения с явной негативной окраской принято называть предрассудком. Их тоже нередко называют мифами.

ПРЕДРАССУДОК – буквально: мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.

ПРЕДРАССУДОК – ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-нибудь (Толковый словарь русского языка).

Но если речь идет о целостной системе, картине мира, построенной на некритичном усвоении информации и подкрепленной эмоциональным и ценностным отношением к происходящему, картине, в которой немаловажное место отводится «врагам», тогда речь идет о мифе как особом состоянии сознания. Миф предполагает, что человек будет действовать в соответствии с его установками.

Поскольку миф использует нерациональные механизмы описания действительности, то он крайне нечувствителен к новой информации, почти непроницаем для опыта. Но миф может довольно легко исчезнуть, если столкнется с более сильной мифологической конструкцией. Из этого следует, что противостоять мифу рациональными средствами крайне трудно. Если человек находится «внутри» мифа, то он не может стать в позицию аналитика.

Но особенно легко подпадают под влияние распространенных социальных мифов дети просто потому, что это диктуется им социальным окружением. И здесь рационализация распространенных мифов, изучение принципов их построения может быть весьма действенным средством.

Тема «Функции и назначение мифа». Старшие классы

Задачи. Учащиеся должны: задуматься над вопросом о том, почему в современном обществе возникают мифы, какие функции они выполняют; познакомиться с различными определениями мифа, понять, что миф – не просто «сказка», «выдумка»; узнать о существовании особой группы мифов – политических и социальных.

Основная смысловая структура урока

1. Функции и назначение мифа. Как в современном обществе возникают мифы? Какие функции они выполняют? Мифы компенсируют недостаток знаний, позволяют преодолеть «разорванность» сознания. В них аккумулируются представления различных общественных групп о том, какой должна быть реальность. Мифы обладают большим потенциалом консолидации людей. В отдельных случаях мифы могут стать средством легитимации, т.е. подтверждения законности каких-либо действий со стороны власти.

2. Мифы и современное общество. Причины возникновения в современном мире так называемых социальных мифов, и в частности мифов, в которых действует враг: еврей, чеченец, олигарх и пр. Работа с текстами, в которых упоминается понятие «миф».

Понятия: миф, картина мира.

Ход урока

1. Ролевая игра «Катаклизм»

Время проведения: 15-20 минут на первом уроке.

Оборудование: таблички с названием ролей («физик-теоретик, вице-президент академии наук», «географ, председатель географического общества», «журналист проправительственной газеты», «независимый журналист», «ведущий сотрудник независимого центра социологических исследований», «всемирно известный писатель», «популярный рок-музыкант», «редактор молодежного развлекательного телеканала», «депутат парламента от правящей партии», «депутат парламента от оппозиции», «руководитель пресс-службы МВД», «чиновник МПС», «специалист МЧС», «чиновник министерства образования» и т.д), «микрофон».

Ход игры

1-й этап игры. Ведущий раздает нескольким ученикам (не более чем половине участников игры) таблички с ролями и знакомит их с игровой ситуацией и правилами игры: «Я буду сообщать вам о каких-то событиях, происходящих вокруг нас. Ваша задача – после каждого блока сообщений кратко записать, во-первых, свои ощущения (как вы восприняли эти новости), а во-вторых, объяснение причин этих событий с позиции вашей роли. Те, кто не получил специальной роли, представляют мнение «простого народа». Я могу попросить кого-нибудь прочитать свои заметки. Может быть, кто-то, исходя из своей роли, сам попросит слова. После трех циклов мы подведем некоторые итоги, обсудим всю игру».

2-й этап игры. Ведущий распространяет три блока информации.

1-й блок. «Чрезвычайные происшествия лета. На юго-востоке страны совершенно неожиданно для наших сейсмологов произошло землетрясение силой 9 баллов, разрушившее город – районный центр, общее количество жертв еще не установлено.

Гигантской волной цунами практически полностью уничтожен крупный морской порт, нанесен значительный ущерб ВМФ.

Угроза голодной смерти нависла над коренными народами Крайнего Севера страны: рыба обходит районы традиционного рыболовства».

2-й блок. «Начало сентября. Селевым потоком уничтожено несколько сел. Разрушена водой плотина на крупнейшем водохранилище, идет эвакуация жителей близлежащих деревень и городов.

В Северном море пропало научно-исследовательское судно.

Авария на нефтепроводе, в результате чего в целой области объявлено чрезвычайное положение.

Ураганный ветер обрушился на западный регион страны».

3-й блок. «Понедельник. Авария на химическом комбинате, есть погибшие и раненые. По-прежнему остается (с пятницы) полностью отрезанным от «большой земли» город Н (градообразующее предприятие – оборонный завод). Сегодня ночью с ним неожиданно прервалась телефонная и радиосвязь.

Вторник. Столкновение двух пассажирских самолетов на взлетно-посадочной полосе. Под снежной лавиной погибла группа отдыхающих на горном курорте.

Среда. Кислотный дождь выпал на город М., расположенный в 3 км от предприятия, перерабатывающего химическое оружие. В результате неожиданно вспыхнувшей эпидемии гриппа столичные власти приняли решение закрыть на карантин все учебные заведения. В 12 км от города Л. произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа. В городе Х (600 С с.ш.) многие жители наблюдали северное сияние».

Разумеется, набор «происшествий» может быть совершенно другим, на ваше усмотрение. Главное – постепенное нагнетание обстановки и сочетание природных и техногенных катастроф. В данном наборе представлены такие события, которые можно объяснить и объективными, не зависящими от людей причинами, и сознательной, целенаправленной деятельностью «врагов».

Возможен и облегченный, более игровой вариант, когда мы подбираем факты из научной фантастики, подталкивая детей к созданию мифа об инопланетянах. Например, такой.

1-й блок. «Наши фермеры охвачены паникой. Участились случаи нападения на домашних животных. Хозяева находят их обескровленные трупы с удаленными внутренними органами.

Всю прошедшую неделю наблюдались загадочные столбы дыма в необитаемых горных долинах.

Более двухсот заявлений о пропаже родных и близких поступили в разные полицейские участки столичного округа.

Пятнадцать человек, исчезнувших ранее в разных районах столичного округа, возвратились в родные дома и отказываются сообщить, что с ними произошло».

2-й блок. «В прошлую субботу произошло внезапное и очень короткое извержение вулкана в 40 км от столицы, молчавшего полторы тысячи лет.

Водители по ночам на дорогах в свете фар все чаще видят загадочных животных, видовую принадлежность которых установить не удается.

Спасатели на склонах вулкана обнаружили тело девочки 10 лет, полностью обескровленное.

Родные крупного физика, ученого с мировым именем, одного из экспертов правительства, сообщают, что он не вернулся из командировки».

3-й блок. «Пять дней назад внезапно произошло отключение электричества в районе города Х.

Комиссия, направленная в Х., сообщает, что у сотрудников остановились часы и не работают мобильные телефоны. Электрический генератор отключается через 5 минут после включения.

Три дня назад пришло сообщение от жителей города А., что над городом в течение 30 минут висело облако оранжевого цвета, предположительно хлора.

В городе А. разразилась эпидемия неизвестной болезни – тело больного покрывается сыпью, смерть наступает через несколько часов. Объявлен строгий карантин.

Только что получено сообщение, что в одну из столичных больниц поступил больной с характерной сыпью».

3-й этап игры. После распространения первого блока информации можно попросить высказаться «ученых» и кого-нибудь из «политиков». Скорее всего, они попытаются найти рациональные объяснения большинства происшествий, но вряд ли объяснят все. После второго – просим высказаться прежде всего «властителей дум» и «чиновников». Мы рассчитываем, что именно на этом этапе у кого-то из них возникнет мысль о том, что все катастрофы имеют одну причину, исходят из одного источника. Возможно, «политики» и «чиновники» захотят развить эту мысль, или «журналисты» решат, что настоящая сенсация – действия таинственного всесильного Врага. Их слова могут существенно повлиять на мнения «простых людей». На третьем этапе игры «образ врага» (или «образы») будет уже вполне сформирован, и нам останется только обобщить опыт, полученный в игре, и перейти к теоретической части.

Обсуждение итогов игры

Обсуждение можно начать с вопроса: что вы чувствовали, когда вам читали новости? Возможно, что ребята отметят страх и беспомощность. Как вы пытались справиться с этой ситуацией? Какие модели объяснения происходящего были предложены?

В ходе обсуждения выясняется, что факты, которые человек не может объяснить самостоятельно, он пытается объяснить двумя способами:

а) используя опыт других теоретиков – специалистов в данной области. Например, историк может обратиться за помощью к физику, чтобы понять сущность явления электричества. Однако вряд ли при этом его знания будут настолько же полными, насколько они полны в его «специальной области». Скорее всего, историк, представляя себе мир физических явлений, ограничится самыми общими представлениями об этом: его удовлетворит аналогия, что ток течет по проводам примерно так же, как и вода. Это будет безусловным упрощением;

б) с помощью иных механизмов, которые могут быть построены не столько на разумных, сколько на эмоциональных основаниях. Если есть что-то, что мне не нравится, мешает жить, значит, кто-то или что-то пытается навредить мне и тем, кто рядом со мной. Причину необъяснимого будут искать в «действиях» некоторых сил, враждебных или дружественных по отношению к человеку.

Так возникают разные мифы о врагах.

Далее можно обратить внимание на то, как действовали «политики» в ситуации игры. Миф о враге может иметь и практическую ценность: велик соблазн с его помощью оправдать собственные действия и собственное существование.

Почему люди сегодня верят в подобные мифы? Здесь учителю необходимо обратить внимание на эмоциональную сторону и действенность мифа: с его помощью человек получает путеводную звезду, в соответствии с которой он выстраивает свое поведение и формирует свое отношение к происходящему.

Работа над понятием «миф»

Выяснить значение ключевого термина темы поможет работа с текстами, в которых упоминается слово «миф». Лучше всего дать по нескольку текстов на группу и попросить ребят записать для себя определение мифа, которое можно вывести из того или иного текста, а также по возможности придумать словосочетания или предложения, в которых употребление понятия «миф» было бы похожим:

не совсем верные представления о действительности, основанные на распространенных суждениях;

фантастические представления древних об окружающем мире, неумелые попытки объяснить окружающий мир;

сказка, легенда, продукт поэтической фантазии древних;

особое состояние сознания, со своими законами и принципами функционирования.

Последнее определение наиболее общее, ибо не исключает ни первого, ни второго: ведь и представления древних о мире, а также конкретные мифы как древние, так и современные, и есть формы проявления мифа как способа сознания, о котором пойдет речь на следующем занятии. В то же время авторы, трактующие миф таким образом, противопоставляют свою точку зрения тем, кто считает миф чем-то давно отжившим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте