Споры о том, какой должна быть современная школа, ведутся в России уже не первый год. Речь идет не только о разнообразии форм обучения, но и о содержательной стороне школьного образования.
Так, до недавнего времени онлайн-обучение практиковалось в качестве дополнительного, и большинство людей не мыслило, что когда-нибудь оно может широко войти в семьи. Однако же пандемия показала, что школа онлайн возможна. Вслед за этим появились и рассуждения о переходе на онлайн-обучение в качестве альтернативы, что спровоцировало нешуточный раскол в обществе. Последовавшие официальные заявления в какой-то степени сгладили ситуацию – от «живого» обучения государство отказываться не планирует.
Содержательная сторона школьного образования тоже не осталась в стороне. Появились частные школы общего и специального образования. В пример можно привести недавно открытые детские сады и школы от бизнеса, в которых предполагается взращивать коммерсантов с младых ногтей, или школы, из которых впоследствии выйдут потенциальные служащие банков. Существуют онлайн-школы, помогающие родителям, выбравшим семейное образование. Безусловно, форматы и направленности учебных заведений могут и должны быть разнообразными.
Отметим, что среди родителей и педагогов появилось недовольство излишним разнообразием образовательных программ. Часто возникают ситуации смены школы при переезде семьи даже в пределах одного района города или же при необходимости перейти в профильное учебное заведение. И семьи, и педагогический коллектив сталкиваются с проблемой несовпадения образовательных программ и требований к знаниям по предметам. Как следствие, родились идеи о возвращении к унифицированным учебникам и образовательным программам. Тем не менее условия обучения в современной России таковы, что спецшколам, гимназиям, лицеям и общеобразовательным школам все же требуется разное наполнение учебного процесса. Уровни обучения (углубленный и базовый) также требуют обращения к разным учебным пособиям. Наполнение учебного плана одинаковыми кружковыми и внеурочными занятиями также представляется несостоятельным, ибо сферы интересов школьников не могут совпадать на сто процентов во всех школах страны. Значит ли это, что унификация образования невозможна?
Отнюдь. Поскольку школы сами по себе независимо от государственного или частного статуса занимаются воспитанием и образованием граждан России, то государственная политика должна оказывать прямое влияние на образовательный процесс. Речь в данном случае идет о воспитании и образовании на принципах здорового образа жизни и патриотизма.
Нам кажется, что недопустима ситуация, чтобы учебное заведение (абсолютно не важно, государственного или частного толка, городского или федерального подчинения) пропагандировало в своих стенах постулаты, противоречащие государственной политике страны. Недопустимо призывать детей учиться с прицелом покинуть Россию и работать за рубежом. По нашему мнению, нельзя, чтобы школы становились местом скопления антигосударственных идей и мнений. Кроме того, кажется абсолютно недопустимым, чтобы школьники не занимались спортом в стенах учебного заведения, имея так называемое освобождение от занятий физкультурой. Каждой группе здоровья возможно подобрать тот вид спорта, который укрепит здоровье школьника и повысит его иммунитет. Пропаганда здорового образа жизни и патриотическое воспитание – вот что должно объединить все школы России.
Упомянув о разнообразии моделей школ, хочется сказать следующее: любая модель школы может и должна служить определенной задаче, поставленной государством. К сожалению, многие уже существующие модели школ не нацелены на это. Учредители открыто говорят о необходимости вливания России в работу транснациональных корпораций и видят важность в воспитании граждан России именно для этой цели. Однако же мы считаем, что государство должно иметь монополию на воспитание своих граждан и защиту своих интересов. Для защиты интересов государства и созданы совсем иные корпорации – государственные. Существующие госкорпорации, как мы видим, нацелены на возрождение и рост отечественной промышленности и технологий, с тем чтобы обеспечить независимость страны.
Специфика государственных корпораций, будь то Росатом, Роскосмос или Ростех, требует большого количества сотрудников определенных квалификации и направленности. В связи с этим мы предлагаем такую модель школьного учреждения образования, которая была бы нацелена на решение задач госкорпораций.
Цель такого учебного заведения – создать условия для целенаправленного выбора профессии и обучения по специальностям госкорпораций.
Принципом функционирования этой школы мы видим создание среды как для подготовки будущих сотрудников отрасли, так и для развития технического и естественно-научного образования в общем, так как отрасль, атомная или космическая, не может развиваться автономно.
Образовательное учреждение представляет собой колледж или школу для учащихся 10-11‑х классов. Обучение в них предполагается в первую очередь на профориентационной основе. Учащиеся могут выбирать обучение в школе или колледже в зависимости от выбора прикладного, инженерно-технологического или фундаментально-прикладного направления. Во главу угла ставится равнозначность параллельных форм обучения – классно-урочной системы (зарекомендовавшей себя как наиболее эффективная) и практико-ориентированной проектной деятельности. Подобное сосуществование обеспечит формирование функциональной грамотности. Итоговым и промежуточным результатом обучения становится защита проекта.
Также предполагается реализовать модель наставничества. За каждым классом закрепляется наставник (классный руководитель), который не является учителем-предметником. В функции наставника класса входят обучение принципам проектной деятельности, корректировка проектной деятельности учащихся, отслеживание логики разработки проекта без вмешательства в сам проект, формирование практического профориентирования в коллективе, направление учащихся на более успешные для них виды деятельности, корректировка поведения класса как коллектива, решение бытовых и иных вопросов, общение с родителями, организация массовых и внеклассных мероприятий.
В основе оценочной системы лежит накопление баллов в течение всего периода обучения. Ранжирование общего количества баллов, их распределение по выбранным направлениям даст возможность учащимся по итогам обучения получить целевое поступление в соответствующие опорные и партнерские вузы госкорпораций.
В учебном заведении также предусматривается программа спортивного, социокультурного и патриотического воспитания учащихся.
Основные преимущества предлагаемой модели учебного заведения:
– многоуровневая профориентация;
– блоковый формат изучения профильных предметов методом погружения с последующим закреплением и повторением на базовом уровне;
– конгломерация колледжа и школы;
– равномерное распределение учебной нагрузки между индивидуальной и групповой деятельностью.
Заметим, что предлагаемая нами модель ни в коем случае не навязывается в качестве модели любой государственной школы, хотя, безусловно, назрела необходимость перемен.
Существующие проблемы в школьном образовании настораживают. Среди них стоит выделить несомненную увлеченность непрерывной оценкой качества образования. Школы заполонили мониторинги, ВПР и отчего-то – PISA! Зарубежные исследования и методы оценки качества образования в России представляются нам неадекватными.
Немаловажной проблемой является и подготовка администрации образовательных учреждений в вузах на факультетах управления образованием. Только руководитель, прошедший путь от учителя до заместителя директора и директора образовательного учреждения, способен управлять таким непростым организмом, как школа.
Больной темой остается и степень допустимости активного вмешательства родителей в образовательный процесс. И, наконец, главный вопрос последних лет – необходимость разделения выпускных и вступительных экзаменов, что отмечается в ходе многих дискуссий. Система ЕГЭ в качестве и того и другого показала свою несостоятельность. И ей на смену вполне может прийти опыт советской системы образования – школьных выпускных экзаменов и вузовских вступительных. Предлагаемая нами модель школы это допускает.
Денис ПОРОХОВ, Анна ШТУМПФ
Комментарии