Цели урока: показать гражданское мужество Твардовского – редактора «Нового мира», объяснить напряженность внутренней работы поэта в лирике периода «оттепели» стремлением к истине.
Задачи: 1. Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся на примере общественной деятельности Твардовского.2. Изучение творчества Твардовского в 60-е годы во взаимосвязи с его общественной деятельностью.3. Развитие проблемной компетенции – умение определять цели познавательной деятельности, находить пути решения проблемы.Ход урокаИ не таю еще признанья:Мне нужно, дорого до слезВ итоге – твердое сознанье,Что честно я тянул свой воз.А.Т.ТвардовскийI. Актуализация опорных знанийОбратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это строки из стихотворения «О сущем» (1957-1958 гг.). Автор хочет сказать нам о том, как нужно достойно прожить жизнь, не опорочив свою честь и честь своих близких, остаться честным перед Родиной до конца и быть верным ее сыном, ведь за спиной страшнейшая в истории человечества война и годы размышлений над судьбами России. «Сказать хочу. // И так, как я хочу», – говорит Твардовский в другом стихотворении 1958 года «Вся суть в одном-единственном завете». II. Коррекция знаний учащихся. Задание 1 на рабочих листахПрочитайте стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете» и ответьте на вопросы:- Что можно сказать об особенностях поэтической лексики?- С какой целью автор использует слова «суть», «завет», «свет», «бог»?- Приведите примеры аллитерации, ассонанса, гиперболы, антитезы, символов.III. Изучение нового материалаУчитель: Поэт, военный корреспондент, писатель, общественный деятель, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий СССР. С одной стороны, крупная фигура в партийно-советской иерархии, с другой – неофициальный оппозиционер, борец за правду, легендарный редактор журнала «Новый мир». На этом посту Твардовский, по мнению коллег, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали история, время, обстоятельства».Первый период редакторства Твардовского (1950-1954 гг.) связан с произведениями, опубликованными в журнале: романом В.Гроссмана «За правое дело», очерком В.Овечкина «Районные будни», а также статьей В.Померанцева «Об искренности в литературе». В ней автор поставили целый ряд важнейших вопросов: – Как и почему правда жизни нередко в литературе уступала место вымыслу?- Как следует оценить прошлое советской литературы?- В чем миссия интеллигенции?- Каковы ее отношения с партией?- Какова роль партийного контроля за творческой деятельностью писателей и художников? Публикация этой работы и стала одной из причин отставки Твардовского в 1954 году. Другая причина кроется в крамольной поэме «Теркин на том свете», которая была охарактеризована как «пасквиль на советскую действительность» в партийной печати. Однако, несмотря на схожесть критики с известными постановлениями о «Звезде» и «Ленинграде» 1946 года, главному редактору разрешили заниматься творческой деятельностью. Как указывают источники, это было связано с заступничеством Н.С.Хрущева и самим периодом потепления отношений с творческой интеллигенцией.Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда (Словарь русского языка С.И.Ожегова).Эпоха «оттепели» была поворотным периодом в истории нашей страны.Почему именно такой термин стал применяться к литературным явлениям 60-х годов?Появление термина «оттепель». Разоблачение преступлений культа личности открыло путь к активности литераторов. Опубликованная в марте 1957 года повесть Ильи Григорьевича Эренбурга под заглавием «Оттепель» дала название всему периоду. Задание. Работа с картинами Петра Белова. Что показал художник? Как изобразил оттепель? Сравните с изображением весенней оттепели на картинах других художников. Прокомментируйте ваши наблюдения. Что настораживает художника? Почему нет ощущения полной свободы?Повесть Ильи Григорьевича Эренбурга «Оттепель» рассказывала о новых ожиданиях и одновременно предостерегала от обольщения ими.IV. Закрепление (первичное)Задание 2 на рабочих листах. Подберите слова-ассоциации к понятию «оттепель», возникающие у вас.V. Формирование новых знаний Учитель: Время иногда можно определять названиями журналов. Это было время «Нового мира», где в 1958 году главным редактором снова стал Александр Твардовский. В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он самим существованием своим противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с трудом «продиралась» сквозь цензуру.Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили. На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее.Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряженной внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чем хочешь человечество вини…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Посаженные дедом деревца…», «Изведав жар такой работы…», «День прошел, и в неполном покое…»).Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны…» А.Т.Твардовский написал в 1968 году.VI. Закрепление. Выполнение задания 4 к стихотворению «К обидам горьким собственной персоны…» на рабочих листах Ответьте на вопросы:- О чем говорится в стихотворении?- Что означают слова «жить, как живешь»?- Объясните роль пословицы в стихотворении.- К кому обращается поэт? Отметьте особенности построения стихотворения. Учитель. 1968-й – год, когда было написано это стихотворение, стал переломным в общественном сознании. «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», – говорил Твардовский о 1968 годе, когда в августе советские войска вошли в Чехословакию и на улицах Праги появились советские танки. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, подписанным «виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». В его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, т. к. его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя». Первая строфа стихотворения говорит и о кризисе душевного состояния автора, и о его преодолении. Девизом поэта становится формула «Быть самим собой!». А вот строки стихотворения «В чем хочешь человечество вини…», созданные Твардовским осенью 1968: И где-нибудь, наверно, в пражском парке.Перед какой безвестною зимойКаких еще тревог и потрясенийТак свеж и ясен этот мир осенний,Так сладок каждый вдох и выдох мой?VII. Проблемная ситуация Учитель: Полемика, которую порождал «Новый мир», становилась для власти опасной, совершенно неуправляемой уже потому, что выплескивалась за пределы страны. Выполняем задание 3 на рабочих листахПодумайте, где бы вы в схеме расположили название журнала «Новый мир» и имя Александра Твардовского. Дополните схему.Почему вокруг слова «оттепель» очерчен контур? Ваши предположения.Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».«Есть много способов убить поэта, – писал А.Солженицын. – Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал. Мало было шестнадцатилетних унижений, смиренно сносимых этим богатырем, – только бы продержался журнал, только бы не прервалась литература, только бы печатались люди и читали люди. Мало! – добавили жжение от разгона, от разгрома, от несправедливости…»Просмотр фрагмента видеофильма «Исторические хроники с Николаем Сванидзе».В 1970 году партийная власть раздавила журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.Для Твардовского все кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»… И это было потрясением для Твардовского, крушением всех его просветительских надежд. Столько лет журнал читали в стране, столько честных публикаций в нем состоялось, а в жизни людей ничего не поменялось? Твардовский остался в одиночестве. Не это ли начало того, с чем в трансформированном виде мы имеем дело сегодня и в системе общественных отношений, и в самих себе? VIII. РефлексияУчитель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.Я узнал, что…Меня удивило…Мне показалось спорным…Я задумался о…IX. Итог урокаУчитель: На рабочих листах у вас есть репродукция открытки Твардовского с дарственной надписью А.В.Македонову. На обратной стороне открытки – стихотворение. Назовите его.Какую же все-таки тайну хранит автор? И долго ли будет скрываться суть завета: «То, что скажу, до времени тая…»? Когда же наступит это время?X. Домашнее заданиеПрочитать текст поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти». P.S. Полностью материал с рабочим листом и другими приложениями опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Сценарии».Наталья СУХАЯ, учитель русского языка и литературы средней школы №34 Смоленска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Комментарии