Дмитрию Вантрусову удалось воплотить все мечты детства. С первого класса он был убежден, что его призвание – быть учителем, и ни в каком другом качестве представить себя не мог. Он и сегодня считает, что относится к особенному человеческому виду – Homo discimus, что самим Создателем задуман для существования лишь в одних условиях – в условиях школы. Потому что только там Дмитрий чувствует себя комфортно и счастливо. Рабочий день няндомского математика начинается в 7.30 и заканчивается в 17.00, но даже по дороге домой, за ужином и перед сном он мысленно остается в классе со своими учениками. Разбирает прошедшие уроки, готовится к следующим, анализирует ошибки ребят и ищет (конечно же, в себе) их причину.
Дмитрий вовсе не одинок. Его жена, тоже учитель, только не математики, а иностранного языка, под стать мужу – в отношении к школе и ученикам у них полное взаимопонимание. Все семейные трапезы Вантрусовы в шутку называют малыми педсоветами, потому что темы, так или иначе не касающиеся школьных проблем, за столом не поднимаются. Даже на пляже во время семейного отдыха где-нибудь на теплом море Дмитрий и Оксана говорят о школе. И сами же над собой смеются: «Мы неисправимы!» Только сын Вантрусовых, десятиклассник, пока не разделяет педагогической «ориентации» родителей – он всерьез мечтает о карьере офицера.Что касается Дмитрия, то он даже внешне воплощение доброты и миролюбия. Трудно вообразить менее воинственного человека. Улыбчивый, жизнерадостный, мягкий, по-матерински заботливый, Дмитрий и в детях вызывает ответное чувство. У него не бывает конфликтов с учениками. Даже с теми, которые в математике, что называется, ни в зуб ногой. Какие конфликты, если учитель, как никто другой, сочувствует «нематематическим» детям и всеми силами пытается им помочь – научить решать хотя бы самые элементарные задачи. И пока за все время ЕГЭ у него это получалось – в его школе не было ни одного случая несдачи. Хотя переживаний было много – к каждому слабому ребенку Вантрусов относится как к родному сыну, понимает, что неудача на экзамене может негативно отразиться на судьбе в целом. Судьба самого Дмитрия складывалась удачно. Ему очень везло с учителями и наставниками – благодаря этому он еще в первом классе захотел стать педагогом и в дальнейшем не отказался от своего выбора. Родители Дмитрия не имели отношения к образованию – папа был водителем автобуса, мама работала в больнице медсестрой. Узнав о намерении сына стать учителем, не отговаривали, а, напротив, отнеслись к нему с пониманием и даже уважением. Вспоминая себя ребенком, Дмитрий сам удивляется, насколько его столь раннее решение посвятить жизнь педагогике было серьезным и взвешенным:- Вообще-то у детей обычно все не так. Вспыхнет страсть к какой-то профессии и через время понемногу утихает, появляется новая мечта, новое увлечение. У меня же, напротив, желание учительствовать росло с каждым годом. Поменялась только специальность. В первом классе я влюбился в свою первую учительницу Анжелику Григорьевну Яковлеву и захотел стать учителем начальных классов, а уже в пятом классе любимым предметом стала математика – соответственно захотелось стать похожим на учительницу математики. Поэтому с пятого класса я твердо знал, чему буду учить детей.Вообще говоря, Дмитрий хорошо успевал по всем предметам, окончил школу с серебряной медалью. В 11-м классе многие учителя, желающие Дмитрию удачи в жизни и более подходящей его способностям специальности, начали отговаривать его от неблагодарного учительского поприща. Знакомые его семьи действовали в том же направлении. Как раз в то время в Архангельском университете открылся новый факультет нефти и газа (его не было раньше). Друзья родителей обещали помочь с поступлением – «устроить» (в 90-х этот глагол употреблялся чаще других – всех везде устраивали). Возможность «прижаться» к трубе, как говорят сегодня о тех, кто близок к природным ресурсам, у Дмитрия была, но он пошел на учителя. «Как можно изменить мечте?» – удивляется он, вспоминая дела давно минувших дней.Но после 11-го класса Дмитрий поступал не сразу в университет. Свое движение к профессии он начал с Каргопольского педагогического училища. Отец умер, еще когда Дмитрий учился в десятом классе, у мамы не было лишних денег, и было решено поступать в колледж на новый, только что открывшийся физико-математический факультет. По окончании его можно было перевестись сразу на 3-й курс Поморского государственного университета без экзаменов. Дмитрий ни разу не пожалел, что три года прожил в Каргополе. Сам древний город с удивительной историей произвел на будущего математика неизгладимое впечатление. На всю жизнь запомнились лекции и практикумы любимых преподавателей. Вантрусов и сегодня вспоминает их с огромным чувством благодарности: «Каргопольский педколледж – это замечательное место, там по-настоящему учат и готовят настоящих учителей. Университету я обязан меньше. Я стал хорошим учителем только благодаря колледжу. Всегда с огромной радостью приезжаю туда, с благоговением вхожу в здание, обнимаю любимых преподавателей – там моя родина».Самым главным предметом в Каргополе была методика преподавания. Ангелину Александровну Копосову, главного методиста, Дмитрий Вантрусов вспоминает с благодарностью все годы работы в школе – то есть все свои 15 с половиной педагогических лет. Перед своим первым самостоятельным уроком на педпрактике в каргопольской школе №1 он не просто боялся Ангелину Александровну (ее боялись все, кто учился в педколледже) – он трепетал, как осиновый лист. Ему достался 6-й класс, тема – умножение дробей. Он мечтал лишь об одном – не опозориться. Об отметке и не думал, потому что пятерку за урок получить было немыслимо, для этого нужно было превзойти себя самого. Конечно, Дмитрий, как и все студенты, заранее писал конспект своего урока и показывал его методисту. Ангелина Александровна его проверяла, давала советы, как его улучшить, но… Даже четверки были редкостью в Каргопольском колледже.Дмитрий не забудет, как не шел, а летел, возвращаясь с урока, – буквально парил над землей, не мог поверить своему счастью: ему удалось получить пятерку «у самой Копосовой»! Был и еще один повод для радости – в этот день Вантрусов впервые почувствовал, что дети его слушают и у него все получается. Конечно, быть уверенным в своих силах Дмитрию помогло и то, что он с первого класса до выпуска занимался бальными танцами. В 10-м и 11-м классах сам вел занятия с начинающими, то есть опыт преподавания, пусть не математики, у Вантрусова уже был. Он умел настроить на себя внимание детей. Вообще трудно поверить, что в роду Дмитрия не было педагогов. Уж очень легко он находит общий язык с любым ребенком. Не могу не задать банального вопроса о том, как ему это удается.- Наверное, что-то и от Бога. Я верующий человек, верю в промысел Божий, в предназначение. Оно может заявить о себе очень рано. Например, еще до школы, когда ходил в детский садик, я мечтал стать нянечкой. Мне так нравилась наша нянечка! Казалось, что лучше профессии не бывает. Помню, что я и маме заявил: «Вырасту, буду нянечкой». «Ну хорошо, – сказала мама, – нянечкой, так нянечкой». Спасибо, что у нее хватило такта и мудрости не отговаривать меня. Действительно предназначение, иначе и не объяснишь… Я прошу Дмитрия рассказать о наставниках, которые помогали ему на первых порах в школе. Лучший математик Архангельской области с удовольствием называет своих старших коллег:- Я благодарен Наталье Дмитриевне Тихониной, она только в этом году ушла на пенсию, это один из лучших в нашем городе методистов-математиков, двадцать с лишним лет работала завучем. Признателен Светлане Ивановне Пошляковой, учителю математики, заслуженному учителю, и, конечно, моей любимой учительнице Ольге Николаевне Зетко. К этим трем женщинам всегда можно было обратиться за помощью с любым вопросом. Сколько моих уроков посетила Наталья Дмитриевна в первые два года моей работы! Я оценил это, только когда сам отработал в школе 15 лет. А сначала немного удивлялся: ну что она все ко мне ходит? А этим летом наконец сказал, как ей благодарен, какую огромную помощь она мне оказала! Ведь она не критиковала меня, а говорила, где мне нужно доработать. Притом начинала всегда с плюсов, подчеркивала, что именно было хорошо. Дмитрий вообще очень хорошо относится к критике, особенно к конструктивной. Всегда с большим вниманием слушает тех, кто может что-то подсказать. Считает, что советы профессионалов помогут ему работать еще лучше. Отчасти это, конечно, и привычка. Долгое время (да и сейчас тоже) он являлся самым молодым специалистом в своей школе – слушать советы старших ему не привыкать. Лишь недавно Вантрусов начал сам в рамках педагогических десантов давать открытые уроки и делиться опытом. Теперь уже от него ждут советов, и он знает, как их давать, чтоб не отбить у молодых охоту к работе. Вантрусов – человек безотказный и потому активный общественник. Он является заместителем председателя районного клуба «Учитель года», возглавляет профсоюзную организацию своей школы, районный совет отцов. Активно участвует в десантах областного клуба «Учитель года». Но все-таки главное для него – математика!Интересуюсь у Дмитрия, доволен ли он сегодняшними программами и учебниками. – Я работаю в 5-6-х классах по учебнику Виленкина. Учебник замечательный, очень нравится, самый лучший, на мой взгляд. Удачные задачи, он логически выстроен, отработан. Виленкина очень хвалят в нашем РМО. Что касается 7-9-х, то это учебник Макарычева и Атанасяна – геометрия. Очень я ими доволен, замечательные программы. В 10-11-х классах – алгебра Мордковича и геометрия Атанасяна. Мне оба учебника нравятся. Единственное, что пока не очень устраивает, – не все задания соответствуют ЕГЭ. Конечно, и госэкзамен несовершенен, мы пока живем в условиях реформирования, надо пробовать, надо менять и в итоге прийти к чему-то совершенному. С Дмитрием мы говорим о трудностях, с которыми сталкиваются дети при изучении предмета. Дмитрий отмечает, что трудности в геометрии начинаются у тех, кто не обладает пространственным мышлением. В 10-м классе в стереометрии начинаются объемные фигуры. Для некоторых детей это очень трудно, они просто не понимают объема. Столкнувшись с проблемой раз-другой, Дмитрий сам стал искать причину. И нашел. Оказывается, в последние годы сократили часы черчения, а оно очень хорошо развивало пространственное мышление. Раньше, когда Дмитрий начинал работать, черчению уделялось должное внимание, и проблема не стояла столь остро.О планах на будущее Вантрусов пока не задумывался. Его захватывал сам конкурс, в нем он поставил перед собой цель – не подвести регион. Своим выступлением, и учениками, и принимающей школой был доволен, провел нормальный, рабочий урок по плану. С конкурса поехал в прекрасном настроении, вдохновленным, горя желанием работать еще лучше, еще профессиональнее. – Как я люблю свою работу! Как в фильме «Москва слезам не верит» Гоша говорил: «Почему я так люблю свою работу? Потому что, когда я прихожу, вокруг все начинает вертеться и крутиться». Так же и у меня. В школе время так быстро проходит: посмотришь на часы – уже пять, нужно домой идти. Очень люблю ребят. Звонок прозвенел, другие бы ушли, а у меня толпа стоит у стола, что-то спрашивают – интересно им со мной, а мне с ними. А теперь у меня к тому же еще и пятиклашки. Как вижу их глаза, так радуюсь. Какие они любознательные, искренние. Так что планы у меня – работать и наслаждаться своей работой.Методический материал Дмитрия Вантрусова читайте на сайте «Учительской газеты» http//www.ug.ru/method_category/180Няндом, Архангельская область
Комментарии