Одна из важнейших проблем управления на первом этапе деятельности образовательного комплекса – сложность формирования педагогического коллектива единомышленников.
Эта проблема обусловлена адаптационными процессами в условиях теперь уже единой образовательной организации, отсутствием информации об опыте формирования коллективов в условиях создания образовательного комплекса, различными исходными позициями структурных подразделений комплекса. Образовательный комплекс №2098 имени Героя Советского Союза Доватора был создан в районе Западное Дегунино путем слияния трех дошкольных учреждений и двух школ. В комплекс объединились образовательные учреждения, востребованные в районе на протяжении 30 и более лет, у каждого был за годы работы накоплен определенный положительный опыт. Вместе с тем проблемно ориентированный анализ выявил различные стартовые характеристики, особенности школьного уклада, например, одна из школ три года входила в Топ-400 школ Москвы, другая имела опыт работы с обучающимися классов компенсирующего обучения, два детских сада включают группы для детей с нарушениями развития.Теоретически системная интеграция учреждений образования в образовательные комплексы позволяет эффективно использовать ресурсы организаций, в том числе и кадровые, для обеспечения доступности качественных образовательных услуг. Однако готовые апробированные механизмы достижения этой эффективности отсутствуют.Думаю, что проблема не может быть решена только в рамках программно-целевого управления, которое базируется на положении о том, что администрация школы устанавливает образцы деятельности для педагогов, «принуждает» их к согласию с задачами и делает их ответственными за достижение этих задач. Получается, что внутренние ресурсы организации (активность и самостоятельность управляемых) оказываются нереализованными, члены коллектива не становятся участниками установления этих задач, и как результат налицо сопротивление новшествам, безынициативность. Рейтинговая модель формирования коллектива также неэффективна в долгосрочной перспективе, поскольку может дать лишь временный положительный эффект, к тому же может произвести эффект, совершенно противоположный решению задачи формирования педагогической команды как коллектива единомышленников, нацеленных прежде всего на реализацию общей цели и направлений деятельности организации.Убеждена, что модель управления процессом формирования коллектива должна быть основана на: обеспечении оптимального сочетания централизации и децентрализации управления с сохранением вертикальных связей и одновременным построением связей горизонтальных; инициировании активности и самостоятельности участников педагогического процесса путем их реального включения во внутришкольное управление – не только в выполнение конкретных управленческих задач, но и в их разработку; поиске общих, понимаемых и принимаемых всеми (во всяком случае, большинством) членами коллектива общих направлений деятельности.Важное условие создания команды – видение современных тенденций развития образования и умение работать на результат на основе технологий современного менеджмента. Поэтому обучение группы педагогов в РАНХиГС при Президенте РФ, в Московском институте развития образования позволило овладеть содержанием вариативных путей развития образования при равнонаправленном движении к реализации планируемых результатов деятельности, практическими навыками деятельности современного менеджера, сформировать административную команду, способную эффективно организовать реализацию общих направлений деятельности. Инструментарием, позволяющим интенсифицировать процесс самостоятельности субъектов педагогического процесса, стало расширение зоны ответственности общественно-государственного управления. В управляющем совете школы в равной мере были представлены педагоги, родители от пяти структурных подразделений комплекса и обучающиеся двух школ. Именно на заседаниях управляющего совета анализировали и обсуждали проблемы поиска общих идей развития образовательного комплекса. Важно отметить, что в рамках работы управляющего совета постепенно инициаторами продуцирования идей, например, по таким темам, как режим обучения, наполнение учебного плана, организация творческих мероприятий, стали обучающиеся.Создание общественного совета по развитию качества образования позволяет использовать потенциал представителей педагогической, родительской, ученической общественности, социальных партнеров для решения конкретных задач по отдельным направлениям: развитие содержания образования, внедрение ФГОС, развитие инновационной деятельности, развитие педагогического профессионализма, мониторинговая служба (анализ и прогноз), развитие внеурочной деятельности, поддержка и сопровождение одаренных детей. Особое значение в реализации задачи формирования коллектива приобретает информационно-образовательная среда образовательной организации, которая требует хорошо отлаженной системы приема, передачи, хранения информации и обеспечивает синхронность и точность понимания передаваемого. Регулирование информационных потоков мы планируем достичь с помощью внедрения интегрированной информационной системы, включающей несколько взаимосвязанных между собой порталов, некоторые из которых уже мы используем в работе школы. Один из механизмов управления – создание школьного ресурса «Электронный дневник», который обеспечил оперативное распространение и сбор информации, ее открытость для всех субъектов образовательного процесса. Возможность быстрой обратной связи с родителями позволила учитывать образовательные запросы и использовать потенциал всех участников образовательного процесса. Корпоративный календарь обеспечивает координацию деятельности педагогов на основе долгосрочного и краткосрочного планирования. Электронные ресурсы управления позволяют также проводить административные совещания в режиме онлайн, оперативно принимать решения. Включение во внутришкольное управление участников педагогического процесса осуществляется и через сбор от педагогических работников предложений, касающихся совершенствования любого аспекта деятельности школы. При этом важно создание механизма подтверждения факта рассмотрения предложения: предложения обсуждают на заседании управляющего совета либо совета по развитию качества образования, выбирают наиболее интересные, которые и размещают для обсуждения в соответствующей программе информационной системы. Не менее важна разработка механизма стимулирования тех работников, чьи предложения были поддержаны в ходе обсуждения: включение соответствующего критерия в положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.Одним из эффективных механизмов формирования команды единомышленников, в том числе в административном звене, стало участие в инновационном проекте по формированию гражданской идентичности личности ребенка «Москва – дом, открытый для нас», которая включает несколько подпрограмм и проектов, реализуемых в рамках урочной и внеурочной деятельности. Подпрограмма «Москва – дом, открытый для нас» ориентирована на расширение представлений о Москве как мегаполисе, культурно-историческом центре, многонациональной и многоконфессиональной столице России. Подпрограмма «Москва – город памяти» непосредственным образом связана с решением задач воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности, гражданской идентичности. Основную работу в этом направлении мы проводим на базе школьного музея боевой славы 17-й гвардейской мозырской кавалерийской дивизии имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора. Подпрограмма «Здоровым быть модно» решает задачи пропаганды и профилактики здорового образа жизни, так как осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья – один из факторов формирования гражданской идентичности личности. Подпрограмма «Я гражданин России» предоставляет возможность более широко изучить историю родного края, права и обязанности гражданина России, права ребенка, конституционное право подростков. Подпрограмма «Стать успешным» ориентирована на проведение диагностических и развивающих психологических занятий, создание коллектива, осознание места и роли ребенка в коллективе, оказание содействия в профессиональном самоопределении. Подпрограмма «Я, IT и город» предназначена для обучения использованию интернет-порталов, ведения диалога с властью, организации сетевого взаимодействия обучающихся. Особое место отводится подпрограммам «Успешное чтение для всей семьи», «Думай иначе», направленным на формирование коммуникационно-информационных компетенций обучающихся, проектам «Славянский мир» и «Лифт в будущее», предполагающим сетевую форму их реализации с использованием ресурсов учреждений внешней социальной среды. Условие успешной реализации программы «Москва – дом, открытый для нас» – интеграция усилий педагогов всех структурных подразделений, родителей, учреждений – социальных партнеров, реализация принципа преемственности между ступенями комплекса. По итогам первого года работы образовательного комплекса №2098 нам удалось сохранить педагогические коллективы, избежать использования жесткого администрирования, запустить механизмы инновационного роста. Сегодня рано судить о степени решения проблемы, однако уверены, что управление, основанное на демократических началах, поддержке инициатив участников образовательного процесса, позволит создать коллектив единомышленников, работающих на результат.О.ХАРИТОНОВА, заместитель директора школы №2098
Комментарии