search
main
0

Единомышленники. Коллективный способ обучения на уроках литературы

В 1995 году я случайно открыл учебник «В мире литературы. 5 класс» под редакцией А.Г.Кутузова и сразу увидел в авторах этой книги своих единомышленников. Впервые передо мной был именно учебник литературы, а не набор слабо связанных между собой текстов, большинство из которых представлены отрывками из произведений, словно заранее готовящих отрывочное изучение литературы в будущем. Здесь же не было ни одного сокращения, четко представлен общий стержень познания предмета, позволяющий воспринять словесное творчество как единое целое: от фольклора до современности видеть традицию. Теоретическая глубина в нем сочеталась с доступностью изложения (что, с одной стороны, готовит настоящего, вдумчивого читателя, а с другой – делает этот процесс интересным). Тогда же я впервые познакомился с коллективным способом обучения, автором которого является Виталий Дьяченко, профессор, заведующий кафедрой новых педагогических технологий Красноярского института усовершенствования учителей. В его работах я находил решение многих проблем современной педагогики. После пяти лет теоретических исследований и практической работы я понял, что могу поделиться с коллегами опытом, который и изложил в книге «Путеводитель в мире литературы. 5 класс» в серии «Мастер-класс», вышедшей в издательстве «Дрофа» в 2004 году.

Надеюсь, что этот опыт поможет каждому учителю, работающему с учебниками «В мире литературы». Во-первых, в книге вы найдете материалы практически ко всем урокам литературы в 5-м классе. Во-вторых, экзаменационный материал поможет объективно подвести итоги вашей совместной с учениками работы. В-третьих, вопросы из «Путеводителя» могут быть использованы в самых разных ситуациях: на их основе можно строить беседу в классе, можно дать на дом или использовать во время комментированного чтения.

В полном объеме работу с таким «Путеводителем» в 2002-2003 учебном году провел учитель Березовской средней (сельской) школы В.А.Рязанов. В итоге четверо из двадцати трех учеников уже в конце января на «отлично» закончили программу пятого класса, большинство пятиклассников справились с курсом к началу мая. К концу учебного года на весь класс была одна тройка, причем итоговая отметка выставлялась ученикам не по текущим результатам, а после экзамена, проводимого специальной комиссией. Одним словом, есть о чем поговорить.

Хочу искренне поблагодарить работников издательского дома «Дрофа» за оказанное доверие; профессоров А.Г.Кутузова и В.К.Дьяченко за мудрые уроки литературы и педагогики; а также своих друзей Илью Кузнецова, Сергея Бережного и Михаила Мазаева за неоценимую моральную поддержку.

Максим МОИСЕЕВ, преподаватель Кемеровского профессионально-педагогического колледжа

Почему падает интерес к чтению художественной литературы? Можно выделить несколько причин.

Первая лежит на поверхности. Дети не читают, потому что не умеют читать! Они просто не обладают ни достаточной скоростью чтения, ни умением должным образом обрабатывать графическую информацию. В большей степени эта ситуация касается учителей литературы, потому что никто не дает такого объема текстов, как мы.

Вторая причина кроется в уникальности нашего предмета. Дело в том, что мы единственные учителя, призывающие учеников общаться с гением напрямую. Вряд ли когда-нибудь в школьную программу по физике введут обязательное чтение трудов Эйнштейна. Ведь это слишком сложно для ученика средней школы. А насколько проще чтение Достоевского? Но если при изучении теории относительности можно ограничиться выводами учебника, то подобное чтение Достоевского – преступление без наказания.

Третья причина заключается в том, что литературное произведение вышло за пределы тем общения большинства молодежи. Кроме урока литературы, ребенку просто негде и незачем говорить о прочитанном, это не входит в его потребности, не является способом самоутверждения в своей компании, он просто не умеет говорить о литературе, если, конечно, он не учится в каком-нибудь специализированном классе и не является прирожденным филологом.

Четвертая причина заключается во времени, точнее, в необходимости прохождения программы, которая это время строго лимитирует. Типичная ситуация – изучение достаточно объемных произведений. Много ли учеников к следующему уроку станут читать вторую часть романа, если к этому уроку они не успели прочитать первую? Как и зачем начинать разговор о самом романе с теми, кто его не прочитал?

Итак, перед учеником встают четыре барьера, препятствующие его читательскому развитию: технический, интеллектуальный, общественный и программно-временной.

Чтобы преодолеть вышеназванные барьеры, можно попробовать организовать обучение так, чтобы прохождение программы совпадало с возможностями ученика. Ведь если ребенок будет читать с той скоростью, которая ему посильна сегодня, а мы не будем требовать от него невозможного, то он не бросит самого чтения от сознания своего бессилия угнаться за всеми или не будет скучать в ожидании, пока все его не догонят. А будет читать – будет расти и его техника. Для преодоления интеллектуального барьера следует «внедрить посредника», помогающего и направляющего домашнее чтение ученика. Остается только научить ребят говорить о литературе друг с другом. Целый ряд проблем, связанных с чтением, будет разрешен, и разрешен он будет во многом с помощью КСО – коллективного способа обучения…

Из книги «Путеводитель в мире литературы. 5 класс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте