Эксперимент по профильному обучению школьников начался в России в 2003 году. Первоначально в него вошли десять регионов, среди которых был и Татарстан. В качестве экспериментальной площадки республика выбрала два муниципальных образования – город Зеленодольск и Балтасинский район. Выбор этот, по словам ведущего специалиста республиканского Министерства образования и науки Гульнары Габдрахмановой, совсем не случаен. Зеленодольск – небольшой (население в 100 тысяч человек) город с хорошо развитой промышленной базой – служит отличной моделью для апробации нового опыта, который потом можно будет перенести на другие города республики с аналогичными характеристиками, например, Альметьевск или Лениногорск. Балтаси же являют собой довольно характерный для Татарстана пример сельского района с преобладанием татарского населения (а следовательно, с преимущественным обучением на родном языке), и местный опыт профильного обучения также может быть в дальнейшем востребован в качестве примера для подражания.
В первый год участия в эксперименте в 18 выбранных для этого школах велась активная работа по предпрофильной подготовке с учениками девятых классов. Кстати, одним из обязательных условий для того, чтобы школа вошла в эксперимент, было наличие там квалифицированных психологов, которые могли бы грамотно провести тестирование, помочь детям выявить их склонности и предпочтения, дабы избежать ошибок в выборе того или иного направления. В рамках предпрофильной работы создавались образовательные карты, в которых подробно было расписано, в каких школах формируются те или иные направления обучения.
С 2004 года появились непосредственно профильные классы. В Зеленодольске, например, в эксперименте участвует 11 школ, и в стенах одного учебного заведения могут соседствовать разные профили обучения. Скажем, в школе № 1 их пять: социально-экономический (профильные предметы – математика, обществоведение, экономика, право, география); социально-гуманитарный (право, русский язык, литература, история, обществоведение); физико-математический, физико-химический и даже… оборонно-спортивный, где старшеклассники, имеющие определенные успехи на спортивном поприще, могут более серьезно заниматься физкультурой. Наряду с этим часть старшеклассников по своему желанию продолжают учиться в обычных общеобразовательных классах.
Кстати, как показывает практика, эксперимент с профильным обучением привлек внимание ряда госструктур. Например, сейчас на базе двух школ – одной в Казани, другой в Нижнекамске – создаются профильные классы правоохранительной направленности. Это результат договора между Министерством образования и науки и Главным управлением федеральной службы исполнения наказаний по Татарстану.
Но вернемся к зеленодольскому опыту: школы здесь активно заключают договоры с вузами и ссузами, с местными заводами, сотрудничают с городским центром занятости, что позволяет старшеклассникам заранее определиться с выбором места как будущей учебы, так и работы. Вообще, по словам Гульнары Габдрахмановой, новые базисные учебные планы, появившиеся в ходе эксперимента, позволяют значительно расширить вариативность формирования тех или иных профильных направлений, и в каждом из муниципалитетов такое формирование идет индивидуально, в соответствии с потребностями района.
Кстати, в Балтасях, в малокомплектных сельских школах, зачастую разнопрофильные группы создаются в рамках одного класса – и это тоже одна из индивидуальных особенностей местного профильного обучения. Вообще же в республиканском Минобре считают, что единой для всех модели построения профильного образования нет и быть не может.
О результатах проделанной работы говорить пока рано – первый выпуск детей из профильных классов состоится в республике на следующий год. А вот проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогам, обозначить можно и нужно. Например, когда заходит речь о новой форме итоговой аттестации выпускников девятых классов (в рамках предпрофильной работы), то оказывается, что разработанные в Москве материалы для этого экзамена существуют только на русском языке, и национальные школы сталкиваются с большими трудностями при адаптации их к местным условиям. Нет и специальных учебников по профильным и базовым предметам на родном языке.
Еще одна проблема может появиться в перспективе, когда школьникам придется в обязательном порядке сдавать единые госэкзамены. Скажем, сможет ли выпускник гуманитарного профильного класса сдавать ЕГЭ по математике? И хотя сейчас, когда ЕГЭ татарстанские выпускники сдают по выбору, этот вопрос не стоит на повестке дня, в министерстве уже составили письмо на имя директора российского Департамента государственной политики в сфере образования с просьбой обратить внимание на эту идеологическую несостыковку.
Заметим, что Татарстан не ограничился участием в российском эксперименте по внедрению профильного образования. С 2004 года еще 74 школы из десяти муниципалитетов республики (среди которых – несколько районов Казани, города Набережные Челны, Бугульма, Альметьевск, Елабуга) включились в республиканский эксперимент по предпрофильной подготовке. Активно разрабатываются разнообразные элективные курсы, направленные на расширение знаний как по базовым, так и по профильным предметам. Например, в челнинских школах на таких курсах ученики 8-9-х классов могут решать задачи повышенной сложности по физике и математике, изучать занимательные страницы русского языка. А в том же Зеленодольске был разработан специальный элективный курс для девочек, на котором рассматриваются возможности применения знаний по физике в домашнем хозяйстве.
В рамках предпрофильной работы уже четыре года в школах республики, в 8-9-х классах, проводится мониторинг профессиональных предпочтений учащихся. Сюда входит не только тестирование школьников, но и разъяснительная работа как с самими детьми, так и с их родителями, чтобы увязать потребности, склонности и увлечения подростков с кадровыми потребностями того или иного региона. Ведь важно не только правильно выявить профессиональные склонности ребенка, но и дать ему полную информацию о том, в какой области экономики он может быть наиболее востребован. Кстати, с нынешнего учебного года этот мониторинг расширен – теперь он проводится и среди семиклассников. Кроме этого, уже разработан проект портфолио на каждого школьника начиная с восьмого класса, куда будут заноситься все его достижения – грамоты, достижения в области дополнительного образования, участие в конкурсах и олимпиадах. Предполагается, что в дальнейшем вся эта информация будет учитываться при поступлении ребенка в высшее или среднее учебное заведение.
Казань
Комментарии