Для минимизации нагрузки и создания единого образовательного пространства для всех общеобразовательных организаций с нового учебного года вводится единое расписание уроков. При этом в рамках единых федеральных требований российские школы смогут его адаптировать в соответствии со своими условиями. Педагоги поделились своим мнением относительно нововведения.

В школах страны с 1 сентября 2025 года планируют ввести единое расписание уроков. Об этом ранее рассказывало сетевое издание «Учительская газета». В Минпросвещения России уточнили, что школы смогут адаптировать это расписание под свои условия. Однако такая возможность будет предоставлена лишь в рамках единых федеральных требований.
Единое расписание призвано минимизировать перегрузку и равномерно распределить учебу. Предполагается, что детям легче будет переводиться из одной школы в другую, штатные расписания станут четко отражать нагрузку учителя. Педагоги, руководители образовательных организаций поделились своим мнением относительно нововведения.
Так, Ольга Денисова, директор МОАУ «Гимназия № 1» города Оренбурга, отметила введение единого расписания как часть глобальной работы Минпросвещения по созданию единого образовательного пространства. Она уверена, что оно благополучно скажется на нагрузке детей.
«Министерство просвещение проводит глобальную работу по созданию единого образовательного пространства среди российских школ и равной доступности качественного образования для школьников страны. С 1 сентября 2025 года вводится унифицированное расписание учебных занятий. Данное расписание позволит создать бесшовную связь начальной школы, основного и среднего звена.
Считаю, что в первую очередь, нововведение благополучно отразится на нагрузке школьника. Она будет единая по всем общеобразовательным школам и позволит снизить объем домашних заданий. А значит современные школьники будут уставать меньше. У ребят появится время на дополнительные занятия и живое общение.
Во-вторых, унификация штатных расписаний школы обяжет администрацию соблюдать утвержденную структуру учебного дня. И как следствие, обеспечит прозрачность педагогической нагрузки, количества уроков и состав класса. Важным элементом нововведений является единое планирование по всем школьным предметам. Это также позволит снизить нагрузку на ученика. Министерство просвещения установит лимит на контрольные и проверочные работы — не более 10% от общего числа уроков по каждой дисциплине. В эту норму войдут и всероссийские проверочные работы. Уверена, что нововведения позитивно отразятся на сохранении здоровья подрастающего поколения и найдут позитивный отклик как у педагогов, так и у родителей».
Юлия Захаркина, заместитель директора по воспитательной работе школы «Феникс» города Москвы, участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, особую ценность нововведения увидела в нормировании контрольных и проверочных работ:
«Введение единого расписания уроков и стандартизация учебного планирования — это важные шаги на пути к созданию комфортной и прозрачной образовательной среды. Новые меры позволят не только упорядочить нагрузку на педагогов и учащихся, но и обеспечить более высокое качество обучения за счет четкой структуры образовательного процесса. Особенно ценно, что теперь контрольные и проверочные работы будут нормированы — это снизит стрессовую нагрузку на детей и даст им больше возможностей для глубокого освоения материала. Важно, что и учителя получат более понятные и справедливые условия работы, а значит, смогут уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому ученику.
Я поддерживаю инициативы Минпросвещения, направленные на гармонизацию учебного процесса, и готова к их реализации с 1 сентября. Главное — чтобы все изменения действительно работали на благо детей, педагогов и системы образования в целом».
Вилена Лизяева, учитель математики 20 лицея г. Ульяновска, педагог центра одаренных детей «Алые паруса», уверена, что единое расписание позволит педагогам эффективнее распределять рабочее время: «Введение единого планирования по школьным предметам и нормирование контрольных и проверочных работ — это важный шаг к улучшению образовательного процесса. Надеюсь, что это позволит сбалансировать нагрузку на школьников и сделает обучение более комфортным. Уверена, что такая инициатива положительно скажется на мотивации детей и их успеваемости. Кроме того, единое планирование поможет учителям более эффективно распределять время на изучение различных тем и позволит избежать переутомления учащихся в определенные периоды. Ждем с нетерпением изменений с 1 сентября!»
Заместитель директора, учитель истории МОАУ «Гимназия №1» г. Оренбурга Елена Недбайло отметила комплексность принимаемых мер. Учителям потребуются методические материалы, чтобы адаптироваться к новым требованиям.
«Эти меры следует рассматривать в комплексе. Единое расписание и планирование призваны создать более структурированную и предсказуемую образовательную среду. Нормирование контрольных работ, в свою очередь, позволит снизить стресс и перегрузку, что должно положительно сказаться на успеваемости и мотивации учеников. Плюс, что мне особенно импонирует, у детей появится больше времени на внеурочную деятельность, хобби и просто отдых, что крайне важно для развития личности.
Однако важно понимать, что успех этих реформ будет зависеть от их реализации на местах. Необходимо обеспечить школы и учителей необходимыми методическими материалами и поддержкой для эффективной адаптации к новым требованиям. Кроме того, важно продолжать анализ результатов, чтобы оперативно вносить корректировки», — сказала она.
Капалкина Юлия Александровна, учитель математики МБОУ «СОШ №1 ст. Зеленчукской им. В.П. Леонова» Карачаево-Черкесской Республики, считает введение единого расписания уроков логичным шагом в создании единого образовательного пространства:
«Введение единого расписания представляется логичным шагом в работе по созданию единого образовательного пространства. Такое нововведение позволит укрепить внутреннюю бесшовность образовательного процесса по всей стране, то есть при смене школы или даже региона школьнику не придется догонять программу или как-то подстраиваться, ведь последовательность и объем изучения тем будет одинаковым.
Надо понимать, что подготовленное единое расписание разработано для каждого варианта федерального учебного плана, а каждая школа может адаптировать его под свои условия, но опять же – в рамках единых требований. Надеюсь, что введение единого расписание в конечном итоге принесет пользу не только детям, но и педагогам, четко очерчивая их нагрузку и оптимизируя временные затраты на подготовку к урокам».
Коваль Татьяна Валериевна, заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени Героя Российской Федерации В.А. Дорохина» города Симферополя, уверена, что нововведения повысят качество образования. «Создание единого образовательного пространства – единые учебники, единые подходы к оцениванию и нормированию проверочных работ, единые требования к инфраструктуре образовательных учреждений, единое планирование учебного материала – это залог повышения качества образования и психологического комфорта каждого ученика. Единое расписание – это совсем не о порядке уроков, а о соблюдении норм нагрузки для каждой возрастной группы, о допустимом времени на выполнение домашних заданий. И тогда процесс смены образовательного учреждения для ребенка пройдет более комфортно».

Комментарии