Главная цель образовательных организаций состоит в получении обучающимися доступного и качественного образования, которое соответствует социальным и экономическим потребностям развития страны, общества, государства, обеспечивает овладение обучающимися способностьюк самообразованию и личностному саморазвитию.
Для повышения качества образования на территории районов Крылатское, Кунцево, Можайский в 2014-2015 учебном году создано единое образовательное пространство. Объединение кадровых, материальных, управленческих ресурсов образовательных организаций создает эффективные условия для удовлетворения образовательных потребностей детей с учетом их склонностей и способностей. Межрайонный совет директоров поставил перед собой важные задачи: предоставление доступного качественного образования для всех обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; расширение вариантов профильного обучения; расширение спектра образовательных услуг дополнительного образования для всех возрастных категорий детей и взрослых; сетевое использование материальных и кадровых ресурсов образовательных организаций межрайонного совета и др.В состав межрайонного образовательного пространства входят 30 образовательных организаций, основную часть среди которых составляют государственные бюджетные образовательные учреждения. Типология образовательных организаций очень разнообразна: это и кадетская школа-интернат №11, и Центр воспитательной работы «Синегория», и политехнический колледж №42, и Центр психолого-медико-социального сопровождения «Живые потоки». Объединение образовательных учреждений в образовательные комплексы сделало наши школы школами больших возможностей, где в шаговой доступности существует многообразие форм и программ обучения, обеспечивается преемственность в получении образования детям от дошкольной ступени до среднего общего образования. Современные школы можно рассматривать как многофункциональные профильные образовательные центры. В нашем межрайоне можно выделить 12 комплексов, которые включают в свой состав и отделения дополнительного образования, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех социальных слоев населения наших районов. Уже сегодня можно говорить о сетевом взаимодействии образовательных организаций наших трех районов. Так, например, на базе школы №1400 состоялась XV Международная научно-практическая конференция «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых», в которой приняли участие 254 педагога и 42 учащихся из 19 школ межрайонного совета; в сотрудничестве с ЦВР «Синегория» реализована программа по профориентации «Твой выбор», волонтерская программа «ПроДобро», программа «Я – наследник Победы», программа для обучающихся 7-8-х классов «Команда одного корабля». Сетевое взаимодействие обеспечивает также сотрудничество с организациями науки, культуры, образования, бизнеса через реализацию образовательных программ с участием нескольких организаций. В качестве примера назову взаимодействие с ГЦДТиЮ «Воробьевы горы» в формате интеллектуального клуба «Магия на Воробьевых горах»; факультетом политологии МГУ им. Ломоносова – участие в «Мастерской молодого политолога», в фестивалях, олимпиадах, конкурсах, лекториях; Библиотекой им. А.Ахматовой – проект «Встречи с интересными людьми». За этот учебный год усилиями педагогов трех районов были реализованы 47 интересных культурно-образовательных проектов. Взаимодействие школ трех районов обеспечивают также через школьную музейную работу. Для обучающихся трех районов организовано взаимопосещение школьных музеев. На территории школ трех районов работают 64 музея различной направленности: военно-патриотической, краеведческой, этнографической, культурно-исторической, литературной, технической. Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве образовательных организаций созданы условия: оборудованы специальные приспособления, используют адаптивные программы, в 11 образовательных организациях созданы логопедические группы. Межрайонным ресурсным центром для детей с особыми потребностями в обучении, обусловленными состоянием здоровья, стала школа №806, в которой есть все необходимые ресурсы для получения детьми полноценного, качественного инклюзивного образования. Доступность дошкольного образования для жителей районов Крылатское, Кунцево, Можайский – одна из важных задач педагогических коллективов наших школ. В настоящее время ликвидированы очереди на зачисление детей в дошкольные отделения наших школ. В настоящее время в состав общеобразовательных организаций входят от одного до семи дошкольных отделений, что позволяет реализовать принцип преемственности дошкольного и школьного этапов образования. Педагоги образовательных организаций стремятся уже с дошкольного возраста максимально развивать способности ребенка с учетом его задатков, обеспечить ему психолого-педагогическое сопровождение от дошкольного до старшего школьного возраста. Сегодня в дошкольных отделениях школ разрабатывают основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС, согласно которым с нового учебного года будет организован образовательный процесс. Первого сентября школы открыли двери для первоклассников. По статистике на 1 июня 2015 года зачислены в первый класс 2960 детей. В общей сложности в школах трех районов укомплектован 101 первый класс. Из этого количества первоклассников зачислены переводом из дошкольных отделений около 68% воспитанников. Такая статистика свидетельствует о понимании родителями важности обеспечения преемственности в развитии ребенка и доверии к образовательной организации в ее возможностях обеспечить должный уровень качества образования. На этапе начального общего образовании во всех школах наших трех районов реализуют программы ФГОС начального общего образования; огромное внимание уделяют организации внеурочной деятельности учащихся через использование экскурсий, игр, конкурсов и других форм работы. Школы наших районов предлагают детям занятия ЛЕГО-конструированием, робототехникой, 3D-моделированием, хореографией, художественным и декоративно-прикладным творчеством, вокалом. Значительный образовательный потенциал заключен в социокультурной среде Москвы. «Урок в музее», «Урок в парке» – такие формы урока стали чаще использовать педагоги наших образовательных организаций. Приобщение детей к историческому и культурному наследию нашей страны, имеющему мировую ценность, способствует интеллектуально-творческому развитию детей, формированию их гражданской позиции, чувства гордости и ответственности за свою страну. В городском конкурсе «Школа новых технологий» приняли участие около 50% образовательных организаций наших районов, три школы вошли в число победителей. Ежегодно учащиеся наших трех районов занимают призовые места в интеллектуальных и творческих соревнованиях, проводимых Департаментом образования Москвы, таких как Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников, Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», Турнир имени М.В.Ломоносова и др. На ступени среднего общего образования во всех образовательных организациях осуществляют профильное обучение, цель которого обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; организация углубленного изучения отдельных предметов программы среднего общего образования; расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Реорганизация образовательных организаций в многоструктурные образовательные комплексы создала возможности для открытия классов с различными профилями и тем самым максимального удовлетворения каждого ученика в построении индивидуального образовательного маршрута. У старшеклассников наших трех районов есть большой выбор профилей. Количество образовательных организаций, которые предоставляют от 4 до 8 профилей, составляет 52%. Видовое разнообразие профилей: социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, информационно-технологический, естественно-научный, художественно-эстетический, оборонно-спортивный. Кадетское образование является одним из видов профильного обучения. Для развития творческих и личностных способностей и организации досуга учащихся работают объединения дополнительного образования, в которых занимаются 21364 учащихся. Занятия организованы во всех школах трех районов. Дополнительное образование расширяет, дополняет и создает среду для формирования творческих способностей, становления познавательной активности, личностного развития обучающихся. Воспитанники дополнительного образования в течение всего года демонстрируют полученные на занятиях умения и навыки на смотрах, конкурсах, фестивалях различного уровня. За этот учебный год усилиями педагогов трех районов было реализовано много интересных культурно-образовательных проектов. В рамках целевой программы «Социум. Культура. Безопасность», направленной на формирование навыков безопасного поведения человека в мегаполисе, на уровне Западного округа при поддержке ВДПО МЧС были реализованы проекты: ежегодная Межрегиональная научно-практическая конференция «Социум. Культура. Безопасность»; игра «Колесо пожарной безопасности» для 5-6-х классов; смотр-конкурс поисково-спасательных отрядов памяти В.Максимчука для старшей школы; открытый конкурс ЛЕГО-технологий «ЛЕГО в мире безопасности» для начальной школы; конкурсы различной направленности в рамках II Международного фестиваля. Таким образом, развитие инфраструктуры образовательного пространства районов Крылатское, Кунцево, Можайский можно рассматривать как средство для развития творческих, интеллектуальных, профориентационных возможностей в новом социально-экономическом контексте, которое обеспечивает должный уровень в предоставлении качественных образовательных услуг. Светлана БАРБАШИНА, председатель Межрайонного совета директоров районов Кунцево, Крылатское, Можайский
Комментарии