После статьи «СанПиН глазами студентов» от 08.04.2014 г., в августе 2015 года, вышли скорректированные СанПиНы для ДОО, и уже не столь важно, сыграла какую-либо роль именно наша статья или и без нее накопилось достаточное количество замечаний у других неравнодушных работников в сфере дошкольного образования. Главное, часть проблем разрешилась, так как убрали нереальные требования, предъявляемые к работникам ДОО (требования к температурному режиму при отсутствии регуляторов отопления в групповых комнатах, к расстоянию между кроватями при ограниченных площадях спален и переполненных по количеству детей групп).
Другой вопрос, хорошо ли, что СанПиНы подстраиваются под существующие условия, а не условия в ДОО изменяются (улучшаются!) в соответствии с требованиями СанПиНов, основанными на научно выверенных рекомендациях.Вновь началась педагогическая практика по теме «Здоровьесберегающая среда ДОО». Теперь у студентов в дневниках по практике почти не отмечены несоответствия с требованиями СанПиНов. Казалось бы, все хорошо, но, в связи с тем что теперь в общеобразовательных ДО совместно пребывают воспитанники с сохранным здоровьем и дети с ограниченными возможностями здоровья, у студентов появляются новые вопросы. В ДОО РФ отмечается тенденция к единым требованиям, но воспитанники все разные, среди них есть дети с ОВЗ, а именно с нарушениями опорно-двигательного аппарата, общим недоразвитием речи (ОНР), нарушением зрения и слуха, расстройствами аутистического спектра (РАС) и др., следовательно, таким дошкольникам требуется создание специальных условий для их комфортного пребывания в ДОО. Именно поэтому у студентов (будущих воспитателей) возникает вопрос о том, как в детском саду создается здоровьесберегающая среда для всех детей, так как даже неспециалисту понятно, что невозможно с помощью единых требований и условий обеспечить комфортное пребывание таких разных по состоянию здоровья воспитанников. На данный вопрос студенты получают «исчерпывающий» ответ от медицинских работников и членов администрации детского сада, а именно – «в соответствии с ФГОС с помощью необходимого оборудования и специалистов (психологов, логопедов, педагогов по физической культуре, массажистов) такие условия создаются».В подтверждение сказанного студентам показывают кабинеты специалистов и соответствующее оборудование. К сожалению, в перечне детей с ОВЗ нет воспитанников с нарушением желудочно-кишечного тракта, а количество таких детей составляет немалую долю от общего числа дошкольников. Особо хочется отметить детей с лактазной недостаточностью. Суть данного нарушения сводится к тому, что у людей с данным диагнозом не вырабатывается фермент лактаза, который расщепляет молочный сахар – лактозу. В результате такой человек не может употреблять молочные продукты и их производные, то есть молоко, а также сливочное масло, сыр, творог, кефир, йогурты и т. д. Студенты интересуются: «Чем заменяются молочные продукты и их производные для детей с обозначенным диагнозом, ведь именно таких продуктов в меню ДОО больше всего?» – и слышат обезоруживающий ответ: «Ничем». «Почему?» – «Нет соответствующего нормативного документа, позволяющего в ДОО заменять одни продукты на другие, ведь меню единое для всех». И тогда встает другой вопрос: как чувствует себя ребенок с лактазной недостаточностью, посещающий дошкольную образовательную организацию и находящийся в ней до 12 часов, если в ДОО более 50 процентов пищи имеет молочную природу, а на завтрак, пожалуй, и более 80 процентов? Ответ напрашивается сам собой, получается, что дети данной категории просто остаются голодными. Вопросы студентов сыплются один за другим. Как же такой ослабленный ребенок может участвовать во всех режимных моментах без ущерба для здоровья, откуда у него возьмутся энергия и сила? Где же обещанная здоровьесберегающая среда? И тут же сами отвечают на свои вопросы. Вывод один – единое меню для всех детей, без учета состояния их здоровья не дает возможности создать здоровьесберегающую среду. А как же требования ФГОС для ДОО, в которых в Общих положениях в пункте в 1.3 сказано: «Стандарт учитывает: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья…» Вот и получается, что нормативные документы, касающиеся ДОО, требуют создания условий с учетом здоровья воспитанников, а на практике данное требование остается невыполнимым.Обсуждаем и анализируем на семинаре со студентами сложившуюся ситуацию и приходим к выводу, что данная проблема требует решения на государственном уровне, так как руководители ДОО не имеют нормативного документа, разрешающего заменять молочные или какие-либо другие продукты в рационе питания детей при возникшей необходимости. В результате дети с лактазной недостаточностью или другими желудочно-кишечными проблемами, а также воспитанники, например, с пищевой аллергией еще больше подрывают свое здоровье, посещая ДОО. У кого-то может возникнуть вопрос о финансовых затратах для решения данной проблемы, но студенты быстро находят ответ и на него. По их мнению (и оно верное), нужно для данной категории воспитанников варить все каши на воде, а вместо молочных напитков и йогуртов давать компоты, фруктовые кисели, соки или чай. Хочется надеяться, что чиновники из Министерства здравоохранения и образования не останутся равнодушными к обозначенной проблеме и поддержат желание студентов педагогических колледжей не на словах, а на деле создавать здоровьесберегающую среду в ДОО для всех дошкольников.Лидия БОРИСОВА, преподаватель педагогического колледжа №10
Комментарии