В среду, 16 ноября, в Госдуме состоялся «правительственный час» с участием министра просвещения РФ Сергея Кравцова. Еще до начала «правительственного часа» ряд депутатов выступил с заявлением о том, на что в первую очередь необходимо обращать внимание в российском образовании. И главный вопрос касался зарплат учителей.
Майские указы Президента РФ
Так, заместитель председателя думского комитета по просвещению Максим Гулин подчеркнул, что нужно как можно скорее решить вопрос с повышением заработной платы педагогам. Он отметил, что в регионах и российских городах ситуация с зарплатами учителей очень разная. По его словам, везде, куда бы он не приезжал, учителя задают вопрос о повышении заработной платы. Гулин напомнил, что есть майские указы президента, согласно которым зарплата педагога должна составлять среднюю по региону, в котором работает учитель. «Но мы видим, что в некоторым муниципалитетах, с городами 100-150 тысяч населения, зарплаты у учителей бывают 12-15-18 тысяч рублей», – приводит Дума.ТВ слова Гулина. Он отметил, что понятно негодование педагогов – есть указ, который не выполняется.
Повышение зарплат за счет госбюджета
Депутат Сергей Миронов считает, что скорейшее повышение зарплат нужно провести за счет государственного бюджета. Он считает, что если не увеличить федеральные расходы на образование и поддержку педагогам, то любые эксперименты в этой сфере обречены на провал. По словам Сергея Миронова, необходимо выделить на образование 40 млрд рублей, которые помогут решить проблему.
Единая тарифная сетка зарплаты по всей стране
Сергей Миронов также предложил на законодательном уровне установить норму, по которой заработок педагога должен составлять не менее 200% от средней зарплаты в регионе, в котором работает учитель. При этом заработные платы преподавателей по регионам смогут отличаться друга от друга не более чем в два раза.
Первый зампредседателя думского комитета по просвещению Яна Лантратова подчеркнула, что из-за низких зарплат в стране увеличивается дефицит кадров. Не хватает выделяемых средств и на программу «Земский учитель». Педагоги, отработав несколько лет, уезжают из сел.
Лантратова отметила, что на данный момент законодательно не установлены ограничения по минимальному окладу педагогического работника. Есть только порог по МРОТ, но премиальная часть зависит от руководства учебного учреждения. Именно поэтому и появилось предложение установить тарифную сетку по оплате педагогов по всей стране. Предлагается, чтобы размер оклада был не ниже 60% от общего содержания от средней зарплаты, а одна ставка должна быть не менее 200% от средней заработной платы региона, где работает педагог.
Единый размер оклада и омбудсмен по делам учителей
Депутат Борис Чернышов отметил, что сегодня в Красноярске – одна зарплата, в Москве – другая. При этом крупные регионы «пылесосят талантливых учителей, кадры, детей-олимпиадников». Ведь большие и богатые субъекты создают для педагогов и талантливых ребят такие условия, которые не могут предоставить небольшие регионы.
Чернышов также напомнил, что сегодня учителя наказывают или увольняют за любую провинность. Например, девушка пошла на соревнование по плаванию и выложила в соцсетях фото в купальнике и с медалями, после чего ее заставили уволиться из школы, добавил он.
При этом педагогу не к кому обратиться за помощью, чтобы защитили его права. Поэтому в стране нужен омбудсмен по делам учителей. Также по мнению Чернышова, центры переподготовки педагогов должны быть федеральными, в стране нужно создавать суверенные образовательные ценности», основанные на традиционных ценностях. А сейчас русских школ открывается больше в странах ближнего зарубежья, отметил депутат.
В регионах, не дожидаясь решения федерального центра, постепенно начинают поднимать зарплаты учителям. Так, в Чувашии минимальный размер окладов заработной платы педагогических работников поднимают в 1,5 раза. А в Кировской области до конца текущего года разработают комплексную программу по поддержке педагогов. Планируется, что программу в регионе начнут реализовывать уже в 2023 году.
Комментарии