Жизнь не стоит на месте. В 2022 году одной из ключевых задач, поставленных городом перед департаментом в области бухгалтерского учета, была задача перехода на единую статусную модель ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности всех учреждений, подведомственных департаменту, и самого департамента как юридического лица в соответствие с требованиями совместного приказа Департамента финансов города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы от 23.08.2021 №208ф/64‑16‑416/21 «Об утверждении общих минимальных требований к централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений столицы».
Для решения данной задачи департаментом 17.02.2022 г. была согласована с Департаментом финансов и ДИТ, а также утверждена «дорожная карта» по переходу на единую модель ведения бухгалтерского учета и составления отчетности департамента и его подведомственных учреждений в целях реализации распоряжения Правительства Москвы от 13.04.2021 №239‑РП «О централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности». Определен перечень поручений по реализации в департаменте мероприятий данной «дорожной карты».
В целях реализации распоряжения Правительства Москвы от 31.05.2022 №373‑РП «Об утверждении Перечня органов исполнительной власти города Москвы и государственных учреждений города Москвы, полномочия по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности которых подлежат централизации» департаментом 19.08.2022 г. также в трехстороннем формате был согласован и утвержден детальный уточненный график перехода на единую модель ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности на 2022 год. ГКУ ЦФО ДОНМ выступило в роли непосредственного координатора и куратора данного процесса перехода департамента и его подведомственных учреждений на единую статусную модель.
Единая статусная модель ведения бухгалтерского учета включает в себя методологическую, технологическую и аналитическую части.
Методологическая часть реализована следующими документами:
– стандартизированной учетной политикой (утверждена 21.10.2021 г. председателем Методического совета по вопросам бухгалтерского учета и отчетности при Департаменте финансов (исх. от 30.11.2022 №11‑05‑16528);
– заключенными соглашениями с указанием перечня передаваемых централизуемых полномочий (функций) учреждений в центр;
– технологическими картами процессов ведения централизованного учета.
Центром и Департаментом финансов совместно рассмотрены и утверждены 284 технологических процесса ведения централизованного учета, состоящие из комплекса действий, выполняемых ответственными исполнителями, с описанием распределения ролей по отработке первичных бухгалтерских документов между центром и конкретным учреждением.
Технологическая часть реализована ДИТ через настройку в «облачной бухгалтерии» (функциональные блоки «Бухгалтерский учет» и «Зарплата и кадры») ролей, соответствующих фактически выполняемому функционалу при отработке первичных бухгалтерских документов как на стороне учреждений, так и на стороне центра.
Аналитическая часть обеспечена формированием единых аналитических показателей, отражающих ведение бухгалтерского учета и характеризующих их финансово-хозяйственную деятельность.
Каждый блок технологических процессов ведения бухгалтерского учета коррелируется с соответствующими разделами учетной политики, что позволяет более детально проработать методологические аспекты ведения учета и на выходе получить эффективный инструмент с едиными стандартами.
В итоге проведения таких масштабных мероприятий 15 декабря 2022 года задача по переходу департамента и его подведомственных учреждений на единую статусную модель ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности была успешно реализована в четком соответствии с требованиями и сроками, установленными распоряжениями №239‑РП и №373‑РП, а также приказом №208ф.
Департамент и его подведомственные учреждения получили четко выстроенную систему разделения функционала по отработке первичных бухгалтерских документов, а также механизм контроля качества и своевременности отработки в «облачной бухгалтерии» документов исполнителями в соответствии с индивидуально закрепленными полномочиями (ролями).
Оперативное и своевременное предоставление данных о финансово-хозяйственной деятельности учреждений упрощает процесс принятия управленческих решений, обеспечивает контроль финансовой дисциплины, минимизирует финансовые и налоговые риски.
Максим МЕЛЬНИКОВ, заместитель начальника – начальник управления бухгалтерского учета Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы, кандидат экономических наук
Комментарии