Накануне парламентских чтений состоялось по инициативе депутата В. Ивановой заседание рабочей группы по выработке предложений в Концепцию реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. На заседании были представлены четыре депутатских объединения ГД РФ (“Единство”, “Регионы России”, “Народные депутаты” и “Отечество – вся Россия”), которые формируют в Думе большинство и от которых зависит прохождение или непрохождение многих важных законопроектов. Первый заместитель министра труда и социального развития В. Январев в который раз подробно разъяснил суть предлагаемого перехода от ЕТС к отраслевой оплате труда. Первый заместитель министра образования РФ Г. Балыхин в который раз показал, сколь мала зарплата педагога и почему переход на новую систему оплаты не улучшит положение педагогов и работников образования.
Надо сказать, депутаты были шокированы тем, что молодой учитель начинает свой стаж с 830 рублей, а зарплата доцента в будущем в зависимости от стажа будет возрастать на 100 рублей при переходе из одной стажевой группы в другую. Педагог не только нищ и голоден сегодня, выходит, у него не появится никаких перспектив на улучшение материального положения и в будущем. Депутаты еще раз убедились, что педагогическая зарплата и прожиточный минимум – понятия, не совпадающие в нынешних условиях и навряд ли они совпадут в ближайшее время. Кроме того, большинство избранников представляют регионы и знают, каковы будут зарплаты, если они целиком и полностью “лягут на карман” местных бюджетов.
У каждого из депутатов уже собралась солидная стопка протестных писем и телеграмм учителей, работников вузов, ПТУ, техникумов. И если сейчас их уже пристрастно “пытают” избиратели о том, как тот или иной депутат голосовал за закон, ухудшающий положение образования в целом, то можно себе представить, какие вопросы будут заданы на ближайших парламентских выборах, если проект концепции вместе с соответствующим законом будет принят. Задачка с экономическим содержанием легко превращается в задачку с политическим ответом, и депутаты, конечно, прекрасно это понимают. Наверное, поэтому не было ни одного, кто бы безоговорочно поддержал позицию Минтруда РФ и одобрил проект концепции.
В результате представители четырех фракций, поддержанные региональными руководителями, рекомендовали Правительству РФ привести содержание концепции в соответствие с требованиями, заложенными в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в Законе РФ “Об образовании”, в ст. 133 Трудового кодекса о поэтапном приближении МРОТ к прожиточному минимуму трудоспособного населения в субъектах РФ, согласовать основные положения концепции с представленными Президентом РФ проектами федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации госвласти субъектов РФ”, “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ” в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений. Этот пункт чрезвычайно важен, потому что, выходит, только министру Починку и его министерству неведомо, сколь много законопроектов ждет рассмотрения, и за каждым такие изменения в правовом поле, что предлагать до того какие-то иные документы без учета грядущего по меньшей мере несерьезно. Депутаты, кроме всего прочего, посчитали необходимым сначала в экспериментальном режиме апробировать предлагаемую концепцией схему в нескольких субъектах Федерации и муниципальных образованиях, обсудить ее проект на заседании Госсовета РФ.
Особое внимание депутаты четырех фракций уделили собственно деньгам для педагогов, они считают, что надо увеличить объемы госгарантий в оплате их труда, предусмотреть перспективы дальнейшего повышения зарплаты и, наконец, все же сделать реальным предусмотренное равенство средних зарплат в сфере образования и в промышленности.
Решение, принятое на заседании рабочей группы, внушает оптимизм. Остановка, как говорится, за малым: воплотить эти благие намерения, дать им строгий и надежный законодательный мундир.
Виктория МОЛОДЦОВА
Вопросы на тему дня
Александру ШИШЛОВУ, председателю Комитета по образованию и науке ГД РФ:
– Александр Владимирович, нашли ли предложения читателей “Учительской газеты” отражение в позиции вашего комитета относительно концепции Минтруда?
– Вырабатывая предложение о переносе сроков введения отраслевой системы оплаты труда на 2004 год, о выделении в бюджете на 2004 год средств, необходимых на увеличение зарплаты работникам образования в несколько раз, мы, конечно, учитывали предложения читателей “Учительской газеты” и благодарны и им, и газете, которая провела эту важную акцию.
– Четыре крупные депутатские фракции провели заседание рабочей группы и поддержали эти предложения. Означает ли это, что возможна консолидация всех политических сил в Госдуме РФ для кардинального улучшения положения педагогов?
– У меня есть надежда, что вопрос о зарплате в сфере образования не то что консолидирует силы в Думе, но заставит в преддверии грядущих выборов те фракции, которые в прошлом году занимали позиции, противоречащие президентскому призыву о приоритетности образования, принять разумные решения.
Комментарии