search
main
0

Един в двух лицах,. или Как «неучителю» не умереть с голоду

Педагог-психолог, социальный педагог и некоторые другие работники школы не попадают в категорию «учитель», а значит, их не коснулось повышение заработной платы, произошедшее осенью 2011 года. Как живут эти педагогические работники и что могут предпринять их родные школы, для того чтобы увеличить заработную плату «неучителей»? Об этом сегодня рассказывают директора образовательных учреждений четырех городов разных регионов Северо-Запада России.

Светлана КОЗЯР, директор  средней школы №37, Архангельск:- В Архангельской области у этих категорий педагогических работников в последнее время не было повышения заработной платы. Но в области с 1 ноября 2011 года увеличился на 15 процентов фонд оплаты труда в образовательных учреждениях. Исходя из этого, каждое учреждение образования индивидуально решало вопрос о распределении средств. Где-то увеличивали оклады, а где-то больше денег выделили на стимулирование работников. Я могу детально говорить только о своем образовательном учреждении. У нас разработано внутришкольное положение, в котором четко прописаны критерии стимулирования труда работников. Любые педагогические работники школы имеют право получать стимулирующие выплаты, размер которых по представленному портфолио достижений ежеквартально определяет внутришкольная комиссия. Учитывается многое, например участие в конкурсах различного уровня. Для социального педагога существуют дополнительные показатели качества работы,  например отсутствие правонарушений со стороны учеников школы. Интенсивность и напряженность труда могут быть учтены при оценивании работы педагога-психолога, логопеда, других работников, не относящихся к категории «учитель». Кроме этого, чтобы поднять уровень зарплат отдельных категорий педагогических работников, у нас в школе сложилась практика совмещения некоторых должностей. Социальный педагог ведет небольшое количество учебных часов по иностранному языку. Логопед работает и как учитель начальных классов. Только наш школьный психолог не совмещает свой труд с другой деятельностью. Татьяна МАТЮШКИНА, директор гимназии, Старая Русса, Новгородская область:- Конкретно этим категориям педагогических работников в Новгородской области в последнее время не повышалась заработная плата. Они работают на том же окладе, как и все,  у нас базовая ставка размером в 4710 рублей не менялась с апреля 2010 года. Но в сентябре 2011-го на модернизацию образования была выделена значительная сумма, и увеличились стимулирующие выплаты всем педработникам. Средняя зарплата педагогов нашей гимназии на сегодняшний день составляет 26 тысяч рублей. Из чего состоит зарплата? Из базовой ставки, нагрузки, стимулирующих и компенсационных выплат. Компенсационные выплаты полагаются за стаж и за различные виды дополнительной работы, например: индивидуальную работу с учащимися, проверку тетрадей, заведование кабинетами, за особенности работы в начальной школе, особенности работы в классах, где сдают ЕГЭ. Кроме компенсационных выплат существуют стимулирующие выплаты – за результат труда. В нашем образовательном учреждении зарплата педагогов в основном зависит от стимулирующих выплат. Размер средств, получаемых конкретной школой для стимулирующей части фонда оплаты труда, рассчитывается у нас в области по формуле, в которую входит  количество детей в школе, количество педагогов и место  образовательного учреждения в областном рейтинге. Наша гимназия получает на эти цели довольно большую сумму, поэтому в зарплату педагогов может входить до 16-18 тысяч рублей одних только стимулирующих выплат. Критерии, по которым педагоги получают стимулирующие выплаты, известны всем в гимназии. Во главу угла ставятся качество образования и результативность. Педагог должен сам участвовать в различных конкурсах, готовить к конкурсам, соревнованиям и олимпиадам учеников, его учащиеся должны успешно сдавать  ЕГЭ и так далее. Все это я перечисляю по следующей причине. Каждый педагог нашего учреждения, будь он учитель или логопед, имеет возможность получать какие-либо из данных стимулирующих выплат. Кроме того, развито совместительство. Социальный педагог, например, является одновременно и учителем немецкого языка. В качестве учителя и в качестве социального педагога она может получать разные стимулирующие выплаты. Поэтому все учителя у нас получают приличную зарплату. Нет такой категории, которая получала бы очень мало. Психолог и логопед у нас тоже совместители, но они работают в гимназии на полставки, их основное место работы  в другом образовательном учреждении. По этому основному месту работы они также получают надбавки, стимулирующие выплаты.  Виктор МИШИН, директор средней школы №3, Никель, Мурманская область:- Повысить зарплату «неучителям» внутри образовательного учреждения можно за такие показатели, как интенсивность, напряженность труда. У нас в школе работают социальный педагог, логопед и педагог-психолог. Логопед и психолог являются одновременно учителями начальных классов. У социального педагога работы много, поэтому он не занят по совместительству. Но в случае необходимости он может выполнять роль классного руководителя. Чтобы поднять уровень своих зарплат, такие педагогические работники могут, на мой взгляд, участвовать в профессиональных конкурсах педагогов-психологов, социальных педагогов. Но все-таки, откровенно говоря, на данный момент эти педагоги получают заработную плату меньшего размера, чем учителя. Напряженности по этому поводу у нас в коллективе нет. Стараемся компенсировать разницу отгулами, премиальными выплатами.  Светлана САВИЦКАЯ, директор лицея №40, Петрозаводск:- У нас в лицее работают педагог-психолог, преподаватель-организатор ОБЖ, воспитатели группы продленного дня. У них за этот учебный год должностной оклад повысился на 13 процентов – два раза по 6,5 процента. По региону для «неучителей» было принято такое решение. Эти категории педагогических работников у нас получают и выплаты стимулирующего характера. За эффективное выполнение своих основных функций, за выполнение дополнительных поручений, за особую работу с детьми, когда они готовят наших ребят к конкурсам, конференциям. В лицее практикуется совмещение,  например, педагог-психолог является в то же время педагогом дополнительного образования, ведет кружки для ребят. Социальный педагог выполняет роль классного руководителя. Все это разрешается, лишь бы у человека было желание работать. И все-таки у этих категорий педработников зарплата меньше, чем у учителей, наверное, на несколько тысяч рублей. Напряженности в коллективе нет, но все об этом знают. Нельзя сказать, что зарплата одинаковая или близкая к одинаковой. И разница начинается уже с должностного оклада,  у петрозаводских учителей он составляет 6500 рублей, а у этих работников – менее 5 тысяч. Поэтому, несомненно, требуется дальнейшее повышение базовой ставки данным категориям педагогов.От редакции В большинстве регионов, представители которых участвовали в данном опросе, не произошло официального повышения окладов «неучителям». Но даже там, где это повышение состоялось, базовая ставка таких категорий педагогических работников осталась мизерной. Очевиден факт: чтобы обеспечить себе достойное существование даже в хорошо финансируемых школах, педагоги-психологи, школьные логопеды, педагоги-организаторы должны брать на себя двойную ношу и совмещать разные виды работ в одной школе или бегать из одного образовательного учреждения в другое. И все-таки даже при такой закрепившейся системе (един в двух лицах) зарплата «неучителей» порой значительно недотягивает до средней учительской. Почему так происходит?  Этот вопрос, конечно, выходит за рамки компетенции директоров школ, которые честно и усердно стараются избежать напряжения в своих коллективах и дать лишний отгул обделенным категориям педагогических работников. Каково качество работы при подобном вынужденном совмещении двух разных должностей – еще один важный вопрос. Последствия такого двойного труда пока не проверены никакими мониторингами. Но, как говорит русская поговорка, за двумя зайцами погонишься…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте