search
main
0

Еда без вреда

В теплой и уютной атмосфере

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения традиций и принципов правильного питания, развития вкусовых пристрастий. Формирование основ правильного питания ребенка – это прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.

Цель своей работы мы видели в формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью, в освоении навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

В процессе работы нами решались следующие задачи: помочь детям понять, что наше здоровье зависит от правильного питания; сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести их к пониманию, что не все вкусное полезно; дать знания о безопасности питания, то есть сформировать осторожное отношение к продуктам питания; закрепить санитарно-гигиенические навыки.

Безопасность питания для детей обеспечивают определенные условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожно обращаться с продуктами, если они незнакомые. Мы обращали внимание детей на то, что если есть сомнения в свежести продуктов, то есть их нельзя, а знакомство с неизвестными продуктами должно проходить только в присутствии взрослого.

Очень важно в работе с детьми, чтобы прием пищи проходил в теплой и уютной атмосфере, за красиво сервированным столом. Во время приема пищи мы обращали внимание детей на то, как вкусно она приготовлена и насколько разно­образна. Учили детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.

С целью систематизации работы по данному вопросу мы применяли различные формы и методы: организованная образовательная деятельность, игры, досуг, развлечения. Реализовывались поставленные задачи и в свободной игровой деятельности, и в специальных познавательных играх, игровых занятиях, развлечениях, викторинах на самые разнообразные темы: «Из чего варят каши и как сделать их вкусными», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Самые полезные продукты», «Как правильно накрыть на стол», «Как правильно вести себя за столом». Навыки правильного поведения за столом закреплялись в дидактических, настольных и сюжетно-ролевых играх, в специально созданных ситуациях. Большое внимание уделяли и игровым упражнениям, связанным с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания: «Приготовь овощной или фруктовый салат», «Варим компот», «Угадай по вкусу и запаху». В играх дети знакомились с процессом приготовления блюд, оценивали полезность продукта. А в конкурсе «Знатоки овощей и фруктов» описывали не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта.

Обсуждали с детьми, какие полезные витамины нужны нашему организму, играли в дидактические игры «Полезные и неполезные продукты», «Выбирай меню!». В дидактической игре «Где живут витамины» знакомили детей с основными витаминами – А, В, С, D. Дети узнали, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья.

Чтение художественной литературы, беседы о культуре питания обогащали словарный запас детей, приобщали их к фольклору, учили быть вежливыми, воспитывали культуру поведения за столом, развивали кругозор.

Немаловажное значение имеет и гигиеническое просвещение детей. В доступной и интересной форме мы давали детям сведения о значении правильного питания, роли витаминов для нормального роста и развития, полезности различных продуктов и блюд.

Большое внимание уделяли и вопросам эстетики питания: дети научились правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Мы же в свою очередь не заставляем дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как съедено предыдущее. Дети, закончившие есть раньше других, спокойно занимаются подготовкой ко сну.

Огромное значение, на наш взгляд, имеет правильная организация питания и в семье. Анкетирование родителей, беседы с ними показали, что в семье достаточно редко обсуждаются вопросы правильного питания, наблюдается увлечение так называемым быстрым питанием (хот-доги, пицца). Мы стремимся к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью родителям систематически предоставляем сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня.

Родители подключаются к конкурсам рецептов полезных блюд, принимают участие в обсуждении таких проблем, как утреннее отсутствие аппетита у детей, как научить детей есть нелюбимые блюда, суточная норма витаминов. Предложили детям совместно с родителями придумать сказки о здоровье. Родители с удовольствием откликнулись. Сказки получились очень интересными и познавательными.

Наш опыт показал, что благодаря проведенной работе по данной теме значительно повысился уровень познавательного развития у детей, знаний о безопасности питания, сформировались основные культурно-гигиенические навыки. А большинство родителей отметили, что проведенная работа по формированию основ правильного и здорового питания оказала положительное влияние на организацию правильного питания в семье.

Ольга ШЛЕКИС, воспитатель Школы имени дважды Героя Советского Союза И.С.Полбина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте