Министр образования республики Александр Радьков пообещал белорусским учащимся, что через год каждый предмет можно будет изучать не только по книгам, но и по электронным приложениям к ним. По его словам, переход на 11-летний срок обучения показал: для более глубокого и прочного освоения материала педагоги и школьники с удовольствием используют дополнительную электронную версию учебного курса.
Между тем электронные учебники – это не только дань прогрессу, а еще и вынужденная мера. Скоропостижный переход с 12-летнего на 11-летнее среднее образование не мог не вызвать проблем в обеспечении школ литературой, особенно в так называемых штрих-классах. Полный переход на учебники, изданные для 11-летней системы обучения, займет несколько лет. Пока же часть детей должны заниматься по книгам, изданным для 11-летней, часть – для 12-летней школы по программам для 11-летней школы.
Сейчас электронные средства обучения используют более 66 процентов школ страны. Создано около 180 наименований программных средств для образовательного процесса (из них 55 – собственно белорусские разработки), применяется более 3 тысяч мультимедийных презентаций, сделанных учителями-предметниками.
Стратегическая задача на ближайшие годы должна состоять в том, чтобы каждому учебнику в школах, гимназиях, лицеях, ссузах, училищах и вузах была создана соответствующая электронная поддержка, считает Александр Радьков. Согласно программе «Комплексная информатизация системы образования на 2007-2010 годы» предусмотрены разработка и повсеместное внедрение около 75 новых электронных программ для учебников. Все они должны содержать презентационную составляющую (информационную часть курса), упражнения, способствующие закреплению полученных знаний, тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учеников.
Ранее министр говорил, что существенную помощь в учебном процессе может оказать Интернет. «Мы договорились с Министерством связи и информатики, что к концу 2008 года проведем выделенную линию в большинство белорусских школ. Что касается компьютеров, то 97 процентов из них – вполне современные машины», – сказал он.
Насколько это соответствует действительности, знают лишь конечные потребители – учителя и ученики. Между тем белорусские издатели утверждают, что выпуск электронной учебной литературы в республике не развивается как раз из-за недостаточного спроса на нее со стороны учреждений образования.
По словам директора издательства “Вышэйшая школа” Александра Нечая, их организация выпускает на электронных носителях тиражом 100-200 экземпляров лишь дополнения к бумажным вариантам учебников по иностранным языкам, а также методические пособия для учителей. В частности, в 2008 году вышло 18 изданий на электронных носителях. Нечай убежден: чтобы работать с современными электронными носителями, нужно использовать компьютеры последнего поколения, а специально оборудованных классов в стране недостаточно. Также к использованию этих материалов должны быть готовы сами учителя.
Его коллега, директор издательства «Мастацкая літаратура» Владислав Мачульский, подтверждает, что изданные в электронном виде в 2006 и 2007 годах тиражом две тысячи экземпляров диски «Новая зямля» и «Для завучвання на памяць» не востребованы теми, для кого они изначально создавались. И связано это в первую очередь с недостаточным компьютерным оснащением школ.
http://naviny.by
Комментарии