search
main
0

E-Portfolio. или Портфель достижений педагога

Учитель как субъект педагогического процесса – главное действующее лицо любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности. Это высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов – формирование исследовательской культуры.

Проблему информатизации российского образования можно решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и интенсивными технологиями педагогического проектирования, сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса.

Преподавание всегда рассматривалось как сложный комплекс подходов и приемов. Взаимодействие между учителем и учеником в учебном процессе состоит из умения и искусства, поэтому достаточно важно определить методы аттестации учительского труда.

Одно из последних достижений профессиональной аттестации учителей за рубежом – так называемое электронное портфолио (электронный портфель, e-portfolio, ЭП). Такой портфель предполагает два четких преимущества перед стандартизованным тестированием. Во-первых, ЭП – это творческая, а не бюрократическая модель контроля, которая позволяет учителю руководить процессом оценки своего труда. Во-вторых, хотя учителя считают процесс подготовки портфеля трудоемким, они признают, что за время, затраченное на подготовку ЭП, можно приобрести бесценный опыт профессионального роста.

Основные компоненты ЭП – документация преподавательской деятельности и анализ своей профессиональной работы. Портфолио учителя содержит методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, наглядные и раздаточные пособия, тесты, доклады и рефераты, отражающие знания, умения и опыт учителя. Каждый документ сопровождается пояснениями преподавателя. В процессе рефлексивного обдумывания учитель указывает на сильные стороны и объективные недостатки своей работы, трансформируя идеи в четкие концепции. Основная задача создания ЭП – вовлечение в осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшего профессионального развития. Это соответствует принципу воспитания вдумчивого практика.

Учитель может начать собирать ЭП на разных ступенях своей профессиональной биографии – от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфолио обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке, работу с родителями и профессиональное развитие.

Итак, ЭП представляет собой организованную конкретным образом коллекцию образцов профессиональных работ. Характерные черты этой коллекции:

имеет определенную цель;

рассчитана на определенную аудиторию;

включает в себя образцы профессиональной работы, которые составляют основное содержание портфеля;

содержит анализ и размышления о своей профессиональной работе.

ЭП может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио учителя:

портфолио развития (developmental) – собирается в процессе трудовой деятельности для оценки прогресса в работе и накопления опыта в течение определенного времени;

отчетное портфолио (product) – свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;

демонстрационное портфолио (showcase) – коллекция лучших работ учителя. Используется для подготовки резюме при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида ЭП представляют целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации этих коллекций. Например, цель портфолио развития – показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетное портфолио демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. А демонстрационное портфолио концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя.

Существуют разные варианты создания ЭП. Можно использовать специальные компьютерные программы, которые предоставляют готовые шаблоны (The Teacher’s Portfolio, Scholastic Electronic Portfolio, The Portfolio Builder for PowerPoint). Более продвинутые пользователи персональных компьютеров создают собственную модель ЭП, используя мультимедийные программы веб-дизайна, такие как Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver.

ЭП имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе: большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного. Создание портфолио в электронном виде позволяет хранить, редактировать и демонстрировать образцы профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования текстов, графики, аудио и видеовставок. В отличие от печатных портфолио, имеющих линейную структуру, в ЭП используется система гиперссылок, которая позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса, представленные в электронной форме, в единое целое. Так, в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Другая гиперссылка может связывать этап урока в образцами готовых работ учеников.

Создавать ЭП всегда довольно трудно из-за количества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков. Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решений задач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия – это основной компонент в создании профессионального ЭП, та цементирующая связь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидеть сделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособным инструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающих учителей.

Технология ЭП взята за основу одного из модулей в курсе «Информационные технологии обучения английскому языку» в школе №14 Пятигорска. Актуальность работы над созданием профессионального электронного портфолио в подготовке учителя состоит в реализации задач по формированию информационной компетентности педагогов и практической направленности на применение инновационных технологий в учебном процессе. Методика экспериментального применения ЭП в отчете по практике в школе будущих учителей английского языка находится на стадии апробации.

Данная модель контроля коренным образом отличается от стандартизированных тестов, где показателем профессионального знания является количество набранных баллов. В соответствии с фундаментальным принципом аутентичности контроля профессионалы должны демонстрировать свои практические знания в естественном контексте, а не отвечать на вопросы. Использование профессионального ЭП в образовании совпадает с переходом от количественных показателей контроля к качественным критериям.

В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. Коллекцией достижений кандидата интересуются работодатели при приеме на работу. Не исключено, что в скором будущем любому работнику, в том числе учителю и директору, при поступлении на работу необходимо будет предъявлять портфолио. Поэтому еще в прошлом учебном году в нашей школе была предпринята попытка сбора полноценных ЭП всех учителей. Результаты получились очень интересные. Учителя работали продуктивно, творчески и с большой фантазией. Работы каждого записаны на его личный компакт-диск.

С 2004 года, будучи преподавателем (тьютором) дистанционного обучения, я провожу занятия по повышению квалификации учителей Пятигорска, Железноводска и Предгорного района Ставропольского края. Наш первый курс не был рассчитан на слушателей, имеющих начальные навыки владения компьютером или вообще не имеющих навыков (начинающих пользователей). В этом курсе мы преподавали наиболее распространенные прикладные программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. А так как многие наши учителя только начинают осваивать информационные технологии, обучение построено по традиционной методике «делай, как я». Каждое занятие включает в себя теорию, практические упражнения и ответы на вопросы теста. Всего в первой части курса при изучении Microsoft Word слушатели выполняют 40 упражнений. И это, безусловно, немало. Но лишь во второй части курса (Microsoft Power Point) я предлагаю слушателям сделать несколько презентаций по своему вкусу, то есть только там они создают индивидуальные творческие работы. Всего таких работ-презентаций четыре. По результатам обучения на курсе в качестве зачета каждый учитель создает еще одну творческую работу, которая и представляется на суд комиссии.

Конечным же образовательным продуктом для каждого учителя станет набор творческих работ, с которого и начнется формирование их ЭП.

А самое важное, что все работы, созданные на курсах, имеют практическое применение в учебной деятельности и методической работе учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте