Известны три основных подхода в организации учебного процесса: индивидуальное обучение, классно-урочная и лекционно-семинарская системы. Все они отличаются друг от друга количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства со стороны педагога.
Сегодня в российской школе повсеместно применяется классно-урочная система обучения, предложенная Яном Амосом Коменским еще в XVII веке. Дальнейшее развитие классического представления об уроке в отечественной педагогике осуществил Константин Ушинский. Он глубоко научно обосновал все преимущества классно-урочной системы и создал стройную теорию урока, неоспоримые достоинства которой – целостность и последовательность в движении группы обучающихся от незнания к знанию.
Состоятельность и эффективность классно-урочной системы в советский период не вызывала сомнений. И лишь в последние десятилетия вслух заговорили о ее явных недостатках. В первую очередь это ориентированность на среднего ученика, что создает непосильные трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных учащихся. Такая «усредненность», нивелирование индивидуальных различий обучающихся противоречит одному из важнейших принципов современного образования – его индивидуальности, антропоцентричности, нацеленности на развитие конкретной личности. Решение этой проблемы в современных условиях – одна из важнейших задач педагогики.
В данной ситуации полезно обратиться к истории науки. Ведь в мировой практике существуют и формы организации учебного процесса, учитывающие фактор индивидуализации обучения, которые были отвергнуты советской школой.
Так была отвергнута идея индивидуализированного обучения, описанная супругами Дьюи и примененная учительницей Еленой Паркхрест в первом десятилетии XX века в городе Дальтон. Эта система вошла в историю педагогики под названием Дальтон-план, имевший свои достоинства – он позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу и так далее.
Противники данного подхода приводят утверждение Ушинского: «Пустая голова не мыслит». Но может ли она мыслить на уроке? К Дальтон-плану возвращались неоднократно, модифицируя его под потребности и возможности общественного развития. Отголоски его пропаганды начались в 50-60-е годы прошлого столетия в виде плана Трампа, разработанного профессором Ллойдом Трампом, который предложил читать лекции с использованием технических средств (телевидения, ЭВМ и так далее).
Это стало началом «открытых школ», получивших распространение в 80-х годах XX века. Однако изначальная недоработка и поспешность применения идеи привела к непониманию ее сути, серьезным ошибкам в реализации и дальнейшему отказу в ее использовании.
И хотя классно-урочная система до сих пор наиболее устойчива, остается один факт, который заставляет нас задумываться над тем, чему учить, где учить и что мы вообще понимаем под развитием и обучением – информационно-коммуникационные технологии.
На сегодняшний день известны самые разнообразные формы организации обучения: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные; практикумы, факультативные и семинарские занятия, учебные экскурсии и домашняя работа, а также ряд вспомогательных форм – факультативы, кружки, клубы по интересам, олимпиады, конкурсы, выставки и тому подобное. Также ведутся отдельные разработки форм организации дистанционного образования, ресурсного обеспечения и так далее.
Однако до сих пор не разработана сама дидактика такой формы образовательного процесса и не встроена четкая система организации педагогического процесса, способствующего развитию общества в целом.
Сегодня посредством ИКТ мировое сообщество становится на путь самообразования. Оно переходит на индивидуализацию обучения в явном виде. И сейчас педагогика стоит на пути усовершенствования новых форм организации учебного процесса. Одна из них, позволяющая повысить квалификацию обучающегося – E-learning,- синоним таких понятий, как электронное, сетевое, виртуальное и дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров и при помощи информационных и электронных технологий.
Новые средства распространения информации изменяют мир преподавания и обучения. E-learning предлагает школам, университетам, научно-исследовательским центрам и предприятиям новые шансы – в «обучении на базе электроники» используются разнообразные мультимедиатехнологии, особенно Интернет, и нет зависимости от места и времени. На данных платформах есть возможность получить информацию о программах стимулирования E-learning, посетить виртуальные учебные занятия, получить интерактивные учебные материалы и обменяться мнениями с другими.
Важно выделить несколько очень важных составляющих E-learning:
самостоятельная работа с электронными материалами при использовании персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора;
получение консультаций, советов, оценок у территориально удаленного эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
создание распределенного сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;
стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы обучающихся и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
возможность развивать учебные web-ресурсы;
возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.
Можно сделать вывод: E-learning – это процесс обучения в электронной форме с использованием систем сетевого взаимодействия.
Стремительность современного мира требует применение наиболее быстрых и дешевых способов процессов генерации и передачи знаний. E-learning – один из возможных инструментов, позволяющий решать эту проблему.
Современные студенты и школьники – это в основном «сетевое поколение». Для них электронный способ получения учебной информации – норма жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются школьниками и студентами, так как знания, умения, навыки нужны им для самосовершенствования и карьерного роста. ИКТ стали их рабочим инструментом.
Сущность педагогического аспекта E-learning состоит в реализации особых подходов, рассматривающих ученика в качестве субъекта собственной образовательной деятельности, имеющего свои цели изучения курса. При этом преподаватель предлагает образовательные услуги и оказывает ему поддержку, чтобы тот имел все необходимые средства для самообразования по собственной траектории и в удобном для него темпе.
Однако следует заметить, что специалисты, занимающиеся E-learning и схожими ему технологиями, как правило, слишком торопятся в охватывании всех их возможностей, решая насущные проблемы, и не задумываются о том, какие могут быть последствия и проблемы. Должны пройти годы для разработок базовой системы и выработки основ использования электронного обучения. При этом E-learning нужно воспринимать как инструмент, помогающий нам достичь желаемого, а не как стратегию.
Процесс внедрения E-learning в образование встречает вполне обоснованные трудности, связанные прежде всего с отставанием развития педагогики электронного обучения от развития самих информационных технологий.
На наших глазах рождается новая «электронная» педагогика. Сегодня приходит понимание, что для обучающегося должно быть создано иное окружение, новые ролевые отношения, центры поддержки, социальные отношения, новые формы контроля и тому подобное. При этом сохраняется и модифицируется обучение «лицом к лицу». Но если раньше оно считалось элитным, то теперь это форма для самых слабых, для тех, кому нужна активная помощь преподавателя.
E-learning – это принципиально новая технология образования для жизни в информационном обществе, ориентирующая на новый стиль работы, развивающая умения и навыки для непрерывного образования. Если ею овладеть, она дает возможность обучения где угодно, когда угодно, причем в течение всей жизни, даже не покидая дома и не пересекая границ, что совершенно меняет отношение человека к образованию.
Нет сомнений, что данная форма организации образовательного процесса будет опровергаться «наставниками» классического образования. Но тем не менее развитие телекоммуникационных сетей и информационных технологий сыграет решающую роль в подготовке квалифицированных кадров, позволит коренным образом изменить представление об учебном процессе и станет основной формой получения знаний.
Илья ФРОЛОВ
Липецкий государственный педагогический университет
Комментарии