Современная школа воспринимает E-learning – «Электронную образовательную среду» в качестве эффекта неожиданной развязки затянувшегося эксперимента по модернизации системы образования. Но если понимать под «электронной образовательной средой» технологию развивающего обучения, открытого образования, с помощью которой разрабатываются, готовятся и представляются личные и учебные достижения учащихся, то можно говорить о качественно ином процессе общения, консультирования и самопроверки участников образовательного процесса с использованием современных компьютерных технологий.
Переход современной школы к продуктивному типу воспитания и обучения немыслим без информационных технологий. Учитель в новой образовательной среде должен отказаться от авторитарной и бесперспективной роли «держателя» и «репродуктора» знаний и освоить новые роли:
– организатора самостоятельной деятельности школьников (в том числе в компьютерных классах),
– консультанта, научного руководителя поисковой и исследовательской деятельностью детей,
– тьютора, разработчика контента (от создания дидактических материалов и творческих вариативных заданий в соответствии с авторской рабочей программой до собственного электронного учебника).
Создание E-learning будет способствовать переходу от всеобуча к образованию личности, переориентации образования на развитие субъектности ученика. Это предполагает:
внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс и комплектование электронной методической базы современного учителя;
организацию самостоятельной работы школьников в компьютерных классах, проектной деятельности с использованием Internet, использование электронных учебных ресурсов, например, электронных средств учебного назначения виртуальной школы «Кирилла и Мефодия», обмен учебными материалами через электронную почту между субъектами образовательного процесса (конференции, форумы, чаты), тестирование и самообучение в электронных образовательных средах;
проектирование педагогами собственных материалов (творческих заданий, дидактических материалов), создание творческой лаборатории современного учителя (выстраивание индивидуального образовательного маршрута для учащихся, разработка дидактических материалов и методических приложений к Е-ресурсам);
трансляцию опыта, организацию интеграционных проектов, запуск заочно-дистанционных и дистанционных форм учебного процесса.
В среде E-learning репродукция уступает место творческому моделированию, возникает уникальная возможность реализации на практике субъект-субъектного образовательного процесса, когда и педагоги, и учащиеся, и родители в равной степени вовлечены в конструирование новых технологий самореализации личности.
С чего начать? В арсенале любого учителя содержится немало приемов, позволяющих активизировать деятельность ученика на уроке. Педагогической классикой стали техники создания проектных групп (индивидуальные образовательные пакеты, ролевые карточки-задания), приемы развития критического мышления (кластеры, блок-схемы, сравнительно-концептуальные таблицы, понятийные мозаики). Если добавить к этому списку компетенции современного библиотекаря, а также освоенный благодаря предмету «Технология» метод проектов, и перевести эти способы организации, алгоритмизации, методического сопровождения деятельности учеников в электронный формат, – родится школа ХХI века.
Электронные учебники станут электронными рабочими тетрадями (где репродукцию заменит творческое исследование нескольких, часто труднодоступных в одно время, источников); преподаватели откажутся от роли «урокодателей», освоят технологии консультирования и научного руководства проектной деятельностью учащихся с использованием ИТ (интернет-обзоры, форумы, е-конференции, обмен файлами через е-почту), превратят рекламные сайты школ в образовательные порталы. Урок превратится в совместное конструирование личных смыслов через освоение технологий выбора, интерпретации, получение не столько новых модулей информации, сколько универсальных способов (форм, методов) деятельности и мышления.
Представленные в статье размышления в очередной раз показали дискуссионность основных вопросов, связанных с E-learning. Так, остается неразрешенной проблема соотношения репродуктивных способов восприятия информации, являющихся ведущими в существующих электронных учебниках, и творческих, исследовательских форм УП, направленных на раскрытие личности и связанных с организацией разноуровневой системы самостоятельной работы школьников. E-learning в настоящее время предполагает достаточно жесткий контроль за «правилами игры»: субъекты образовательного процесса – авторы курсов, тьюторы, ученики – становятся заложниками итоговой аттестации, ЕГЭ, графика сдачи работ, алгоритмизированного режима on-line. К сожалению, это отрицательно сказывается на творческой стороне решения проблемы. Думаю, компромисса здесь мы добьемся не скоро.
Кирилл САПЕГИН, кандидат искусствоведения, заместитель директора Лицея МУБиНТ по учебно-методической работе, Ярославль
Комментарии