«Жизнь его… была сплошной цепью страданий… С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия».
Вы наверняка подумали, что это аннотация фильма «Джокер», о котором говорят, кажется, все вокруг?
Нет-нет, это, как мне кажется, очень точные строки публициста-революционера, писателя и философа Александра Герцена о Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
Сегодня, 15 октября, читающий мир отмечает 205‑летие гениального поэта и прозаика.
К этой дате приурочено интервью «Учительской газеты» с лермонтоведом, переводчиком и публицистом Мариной Кудимовой. На ее взгляд, душевные откровения Лермонтова «способны пробудить к поэзии холодноватых и рациональных сегодняшних школьников», а его стихи «производят на подростков ошеломляющее впечатление».
Заочно как будто бы спорит с ней ректор Высшей школы экономики Ярослав Иванович Кузьминов. В эксклюзивном интервью нашему изданию он рассказывает о том, что современные подростки «не находят нужным укладывать в голову то, что мы считаем неотъемлемой чертой культурного человека», и «не относятся к литературе или истории как к самостоятельной ценности».
Что же делать, спросите вы? На его взгляд, нужно бороться, но без фанатизма. По мнению Кузьминова, «образование как механизм трансляции культуры должно защищать распространение культуры через человека».
Разговор о проблемах дня сегодняшнего плавно перетекает в экспертные оценки недалекого будущего. К примеру, Ярослав Иванович заявил, что в перспективе ближайших 10 лет некоторые массовые профессии перестанут существовать. А что в этой связи ждать от будущего учителям и школам? Почему споры о дополнительных экспертизах учебников и новых редакциях ФГОС имеют значение лишь в горизонте пяти лет? Как организует свое время ректор одного из самых прогрессивных российских вузов и почему в юности он передумал становиться профессиональным поэтом?
Не сомневаюсь, этот текст будут разрывать на цитаты.
Продолжает парад интервью режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров.
О современном кинематографе и государственной политике в сфере культуры, о сочетании административной работы с творческим началом, об оппозиции и цензуре. А еще откровенно о том, почему Карен Георгиевич не планирует возвращаться к преподаванию во ВГИКе. «У меня, увы, нет педагогического таланта», – честно констатирует он.
В рубрике «Гость «УГ» писатель, лауреат престижных премий Андрей Геласимов. Особенность настоящего писателя – видеть мир и силы, воздействующие на него, по-своему. Так вот, на взгляд Геласимова, «средневековое право кулака в современной школе наконец теряет свой вес», ведь «лидер теперь обязан предъявить одноклассникам более сложные аргументы, чем простое физическое превосходство». О потерянной малой родине, Сергее Соловьеве, снявшем фильм по одному из его рассказов, и популярном рэп-исполнителе Басте, сыгравшем в нем одну из центральных ролей. А еще о преимуществах советской школы перед российской. Геласимов утверждает, что оно состояло… в школьной форме: «У девочек она была такой красивой, что влюбляться приходилось уже с третьего класса».
Тему любви продолжает рецензия на буквально только что вышедший в широкий прокат фильм 83‑летнего Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Как всегда, у живого классика американского кинематографа легкая романтическая история изящно перерастает в нечто большее. Как выразился автор рецензии: «Лав стори о том, что в любой стори старая лав всегда уступает место новой». И, как известно, для Аллена это не повод для печали.
В текущем номере «Учительский газеты» вы найдете еще немало интересного. Например, проблемные статьи о том, почему сторонников семейной формы обучения становится все больше или куда девать свою энергию неработающему пенсионеру и невостребованному профессионалу. Образовательные технологии, обзор современной литературы и учебных пособий от финалистов конкурса «Учитель года России» разных лет и много чего еще.
Комментарии