Если задача не решается, значит, мы не видим ее важности. Возможно, она элементарно неправильно сформулирована. Наиболее частый довод, который приводят ученики в оправдание того, что домашнее задание не сделано, звучит так: «У меня нет времени». Однако никто не согласился обменять нехватку времени на нехватку сна. Значит, дело не в отсутствии времени, а в чем-то другом. Помочь детям разобраться в этом взялся Максим Дорофеев, ведущий российский эксперт в области управления делами, повышения личной эффективности, автор двух книг – «Джедайские техники» и «Путь Джедая».
На своем занятии Максим Дорофеев ознакомил ребят с иррациональной (внутренняя обезьянка) и рациональной сторонами личности. Что может обезьянка, не нужно рационалисту, что может рационалист, не может обезьянка. Подружить одного и другого оказалось непростой задачей, однако за два часа детям удалось заложить фундамент дружбы.
Занятие началось с опроса, много ли дел у современного школьника. Когда закончились базовые потребности (поспать, поесть, погулять), дети перешли к планам высокого порядка: окончить школу, поступить в университет, окончить университет, устроиться на работу. Наводящие вопросы привели их к выводу, что эти задачи невыполнимы на текущем этапе. Но решать-то их нужно! Необходимо искать что-то понятное обезьянке, она не может завершать сложные дела. Мы их оставим рационалисту и вернемся к ним немного позднее.
Где же прячутся понятные обезьянке дела? Где-то… Найти их помогла карта спусковых крючков. На карты заносятся мечты, события и объекты, которые напоминают о простых задачах. Разыскная деятельность проходила шумно, весело и командно, в результате нее получился длинный список мест. Оказывается, дела прячутся на кухне, в школе, за столом, в магазине, по дороге от дома до школы, на прогулке. Помнить все места и дела, связанные с ними, крайне сложно. Дела необходимо записывать не для того, чтобы не забыть, а для того, чтобы их сделать. Однако дело делу рознь. Сдать экзамен ЕГЭ – это не дело, а масштабный проект с большим количеством маленьких шагов.
Наша обезьянка понимает исключительно простые действия, масштабный проект для нее невыполнимая задача. Такое под силу исключительно рационалисту, который бережно возьмет за руку обезьянку и покажет, какие шаги и в какую сторону делать. Что может делать обезьянка? Дети подумали и сосредоточились на простых действиях: купить, позвонить, спросить, написать, передать. Эти глаголы и стали спасательным кругом обезьянки. В ходе небольшой трансформации проект «Сдать ЕГЭ» превратился в действия – скачать кодификатор с сайта ФИПИ и решить вариант 1 в сервисе «Мои достижения». Проект «Поступить в университет» превратился в «Отправить портфолио по адресу электронной почты».
Изначальный список задач, который являлся списком проектов, превратился в простой список действий – понятных и выполнимых. Составлять списки выполнимых задач – тренируемый навык, который детям еще предстоит закрепить.
Рустам АГАМАЛИЕВ, учитель английского языка школы №1194
Комментарий
Наталья ДОЗМОРОВА, учитель английского языка школы №618:
– Задумывались ли вы над тем, что общение – это искусство? Искусство, которое выстраивается на определенных законах. Казалось бы, что сложного в обмене впечатлениями или рассказе о любимой книге, компьютерной игре или домашнем любимце? Говори и говори – разве сложная задача? Но вдруг в ваш разговор подключается еще один товарищ, как быть? Или не один, а группа ребят тоже заинтересовалась темой, и каждый пытается рассказать о чем-то своем. Спор, гул, обиды – все постоянно перебивают, коммуникация разрушена.
Чтобы общение было успешным и приносило только радость, я сформулировала для себя законы общения:
– весы «говорю – молчу»: каждому необходимо высказаться, но умение слушать немаловажно. Сказал, дай другому поделиться своими мыслями;
– доверие к простым словам: чем проще ты выражаешь свои мысли, тем лучше собеседник тебя понимает;
– эмоциональная вовлеченность в коммуникацию: не стесняйтесь проявлять интерес к теме, умейте сопереживать, сочувствовать и радоваться;
– уважение к собеседнику.
Комментарии