Конец года выдался «урожайным»: Государственный академический заслуженный ансамбль танца «Лезгинка» дал два концерта в Кремлевском дворце, выступал на лучших площадках Подмосковья. Такой вот удивительный подарок получили столичные зрители к дню празднования 90-летия Расула Гамзатова и 200-летию вхождения Дагестана в состав России. А впереди еще одно сольное выступление в Кремле: 7 декабря ансамбль отпразднует там свое 55-летие. Даже в родной Махачкале концерт «Лезгинки» считается редким событием, ведь коллектив гастролирует, как правило, по странам дальнего зарубежья. Директор ансамбля, доверенное лицо Президента РФ Владимира Путина, советник Президента Республики Дагестан по культуре Джамбулат Магомедов уверен: концерты «Лезгинки» способствуют делу мира и согласия между народами.
– Лезгинка как явление принадлежит всем народам Кавказа. Но вы гастролируете в разных уголках планеты, вносите ли какие-то изменения в программу, учитывая местные традиции?- Конечно, программа формируется в зависимости от географической точки мира, от концертной площадки, менталитета публики, перед которой мы выступаем. Всего в нашем репертуаре около 100 танцев. Это много. Но все они в работе, в любой момент мы можем их продемонстрировать. В программе, посвященной 90-летию Расула Гамзатова, жители Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга увидели номера золотого фонда, то есть лучшие постановки, отражающие наш творческий стиль.- «Лезгинка» – ансамбль с мировым именем. Что для вас встреча с подмосковной публикой на сравнительно небольших площадках?- Артисты танцевали от всей души, с той же отдачей, как и в залах на семь-восемь тысяч зрителей, как за границей, где публика готова платить очень большие деньги за билеты. Но мы россияне – самобытная часть великой российской культуры. И выступать перед соотечественниками, у себя дома, а я считаю, что Московская область – это тоже наш дом, для нас большая радость. Я вырос в городе, но по природе сенсорный человек, предпочитаю неспешную деревенскую атмосферу. Говорю совершенно искренне: именно поселок, село, аул мне ближе, душа здесь отдыхает. Думаю, люди, не одуревшие от городского сумасшедшего ритма жизни, добрее.- Ваши выступления в Подмосковье произвели настоящий фурор. А везде ли в мире ансамбль встречают одинаково восторженно?- Всегда, иного приема мы не знаем. Мы не делим публику или нации на хорошие и плохие, зрители платят нам взаимностью. Точно так же, как в городах Московской области, в любой точке мира публика аплодирует стоя. Ансамбль достиг высокого уровня, и нам удается растопить даже самые холодные, пресыщенные сердца. Он будет идти дальше – совершенству нет предела, но сегодняшнее состояние коллектива смело можно назвать взлетом. Конечно, есть какие-то особенности в каждой стране. Например, когда выступаем в Корее, уже знаем: там принято аплодировать артистам в начале и в финале концерта, между номерами зритель никак не выражает своих эмоций. Но это не значит, что в Корее принимают холодно. Напротив, каждый зритель держит в руках программку, в которой не только перечисляются постановки, но есть описание танца и прописаны ноты. Для корейцев танец – целая наука, к искусству в целом у них особый, глубокий подход. Но и такие знатоки провожают наши выступления долгими овациями. Даже самая избалованная публика, видевшая баснословные мировые шоу-проекты, не скрывает восторга. «Лезгинка» заряжает всех.- В чем секрет такой интернациональной притягательности?- Это особый коллектив. Дагестан – многонациональная республика, и нам повезло, что мы можем черпать полярный фольклор: на относительно небольшой территории соседствуют народности, которым свойственна глубокая лирика или крайняя экспрессия. Это дает возможность делать разнообразную программу. Вообще «Лезгинка» – самый интернациональный коллектив планеты. В ансамбле работают представители всех народностей Дагестана, есть и русские дагестанцы, есть артисты, представляющие страны бывшего СССР, даже те, которые друг с другом пока еще не нашли полного понимания. А у нас в коллективе – как одна семья, дружная, жизнестойкая. Я считаю, наше творческое сообщество может служить моделью толерантности и успеха даже в масштабах государства.- Поражает легкость исполнения, в танцевальные номера включены сложные элементы акробатики. Видимо, отбор в коллектив жесткий?- Движения, которые, казалось бы, не в нагрузку артисту, даются труднее всего, такой вот парадокс. И тут не обязательно передать графически точно какие-то элементы, хотя у нас в Дагестане каждый знаток правил лезгинки. Но важно вдохнуть в танец душу Кавказа, рассказать о народе, о традициях, донести до зрителя идею танца, ведь во всех постановках своя драматургия. Это рассказ о нашей горной стране, которая имеет богатейшую историю. Сегодня наше искусство приобретает и важный политический аспект. Дагестан – регион тревожный, а «Лезгинка» – это тот маяк, который обещает мирную жизнь хотя бы в будущем.Конечно, танцор должен быть большим артистом, мастером, иметь академическую подготовку. Но наши выступления воспринимаются с одинаковым интересом во всем мире именно благодаря идее, которую несет ансамбль, а не только таланту каждого отдельного исполнителя. Да, артисты на сцене с юных лет. Но чтобы зритель запомнил, загорелся, они должны передать энергию, секрет, солнце, вдохновение жизни. А это особый, редкий дар. При ансамбле работает школа танца, несколько сотен юношей и девушек годами занимаются, мечтают, стремятся в состав «Лезгинки», но попадают только единицы.- Обидно, должно быть…- Конечно, переживаешь за всех, но ребята не теряют надежды, работают над собой, танцуют в других коллективах, растут, превращаются в серьезных мастеров. Однако в лучшем коллективе должны работать лучшие из лучших. Это и держит «Лезгинку» на такой высоте.- Ваш канатоходец покорил всех. Дагестан в эпоху СССР был знаменитой цирковой колыбелью. А как обстоят дела сегодня?- Канатоходца зовут Мугудин Сайдиев. Таким замену найти бывает очень трудно. Этот мальчик по канату бегает с пяти лет, шаг вправо, шаг влево – трагедия. Никакой страховки. Я очень уважаю цирковых канатоходцев, но они работают со страховками. А тут – особая наука. Все движения, которые выполняет Мугудин, – это каждодневный труд. Тут пауз и ошибок быть не может. Эти навыки утрачиваются, если не тренироваться. Поэтому он должен чувствовать трос каждым нервом. Риск очень высок. И даже в редкие выходные дни, чтобы не потерять навык воздушного акробата, Мугудин занимается, у него канат дома, во дворе. Он прекрасный танцор. Но профессия канатоходца – редчайший талант, таким не разбрасываются. Да, в Дагестане есть аул Цовкра, который издревле славится тем, что практически каждый житель на протяжении сотен лет – канатоходец. Эту традицию сейчас поддерживает специальный фестиваль, на аул обращено внимание всего мира. Туда часто наведываются российские и иностранные журналисты.- Как в Дагестане относятся к русской речи?- Русский язык в нашей республике основной, как такового общего дагестанского языка нет. И все общаются на русском. Потому что иначе друг друга не поймут: каждая народность имеет свое наречие, диалект. Аварцы, кумыки, лезгины могут не понимать друг друга, живя в соседних селах, слишком много нюансов в произношении. Так что объединяет нас именно русская речь. И благодаря русскому языку сегодня Дагестан стал так известен, продвинулся вперед. Русские учителя, в основном это были женщины, проявляли настоящий героизм, приезжая из Москвы после института, чтобы работать в тяжелейших условиях горной страны, поднимать ее культуру. Не зря в Дагестане один из самых почитаемых памятников – памятник русской учительнице, он стоит в Махачкале. У меня, например, практически все учителя в школе были русскими. И я считаю, что мне в этом повезло, потому что я научился не просто говорить по-русски, но понимать великую русскую литературу, ощущать этот мир более широко. И наверное, если есть в моей жизни какие-то успехи, этим в большой степени обязан русскому языку и своим русским учителям.- Все-таки, судя по новостям, в Дагестане сейчас очень неспокойно. Стреляют, и не в воздух.- Тем не менее динамика идет позитивная. И наш президент много делает для этого. Я думаю, мы придем к хорошим государственным отношениям. Самое главное, народ готов работать, созидать. Но конечно, многое тревожит каждого из нас, однако информация, которая наводнила телевидение, преувеличена. В Дагестан приезжает много людей со всех уголков России, Каспийское море доступно всем. А люди по мирному прошлому испытывают острую ностальгию.- Наше телевидение, к сожалению, часто страдает болезнью «левизны».- Я всегда на всех уровнях власти отстаивал необходимость грамотной политики в отношении телевидения. Это главный транслятор, формирующий общественное мнение, нельзя, чтобы с экранов бесконечно лился низкопробный поток передач и фильмов, к искусству отношения не имеющих. Ничто не объединяет даже самые отдаленные народы так, как культура. Не обязательно каждый день показывать, какой пульс у Филиппа Киркорова или что ест на завтрак Николай Басков. Они прекрасные артисты. Но есть коллективы, которые имеют планетарное значение. Вот их творчество надо отстаивать и защищать. Сколько у нас прекрасных коллективов, признанных во всем мире! Государственный академический ансамбль народного танца имени Моисеева, Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени Годенко, Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор, Государственный академический ансамбль танца «Алан». Список огромный, практически в каждом субъекте Российской Федерации есть свой уникальный коллектив, который несет национальную культуру с большим достоинством, как знамя. Народная хореография как часть великой культуры непобедима. И если популяризировать такое искусство, то за короткий срок можно в корне изменить сознание наших людей. Страна будет выглядеть достойно. Ведь это имеет колоссальное воспитательное значение. Меньше и стрелять станут, кстати.- Инициаторами ваших концертов в Подмосковье стали именно дагестанцы, живущие здесь. Я точно знаю, что увиденное помогло жителям небольших городов Московской области иначе взглянуть не только на выходцев из Дагестана, но и изменило их отношение к народам Кавказа в целом – об этом говорили сами зрители после концертов.- Это очень приятно слышать. Конечно, есть дагестанцы, которые находятся в конфликте с существующим общественным устройством. Но нам важно рассказать о Дагестане, показать истинную натуру горцев. У нас много достойных людей, есть крупные врачи, ученые мирового уровня, есть артисты высочайшего класса. Да и в любой отрасли мы можем назвать тех, кем гордится каждый дагестанец. Кстати, когда мы выезжаем на зарубежные гастроли или международные фестивали, там не говорят: дагестанцы, там говорят: русские приехали. И всегда звучит Российский гимн. Потому что мы представляем Россию. И мы рады каждому случаю, когда получается выступить не в центральных государственных залах, а именно на небольших площадках, перед людьми, у которых не всегда есть возможность приобрести билеты на дорогие концерты. Потому что именно в провинции самые настоящие люди, в их сердцах – дух России.
Комментарии