Обучение, построенное на развивающе-диалоговой методике и гуманистическом стиле общения, требует новых качеств личности учителя.
Н.Н. Моисеев считает, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль: “не политику. не генералу и даже ученому – учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи”.
Получается заколдованный круг. Преодолеть отставание образования возможно только с появлением учителя “новой формации”, а он “рождается” лишь в рамках новой парадигмы образования.
Одна из самых тревожных в школьной практике – проблема освоения образовательной области “Технология”, а также помощь преподавателю этого предмета на послевузовском этапе. “Технология” интегрирует в себе знания основ школьных наук, которые дают ученику представление о современном мире, учат жить в нем, воспитывают высококомпетентную, социально и профессионально мобильную личность, способную осваивать передовые технологии и наукоемкие производства.
“Технология” – новый предмет. И проектный метод как основной, обеспечивающий освоение этой образовательной области, – также еще не изученное многими педагогами явление.
Значит, учитель технологии, который заботится о высоком уровне своего профессионализма, вынужден работать в инновационном “поле”. А ведь инновационная деятельность – это “культурный шок”. В ответ на него педагоги выставляют психологические барьеры – недоверие к инициаторам, к руководству, к самому нововведению.
Увы, значительная часть учителей оказалась не в состоянии самостоятельно осуществить интеграцию знаний и значит не может реализовать главную идею образовательной области “Технология”. Ситуация усугубляется тем, что только 36% учителей технологии имеют педагогическое образование, а их средний возраст – 45 лет (это период зрелости, но именно в этот период наступает процесс стагнации).
Государственная система не столь мобильна, чтобы удовлетворять возникающие потребности современного учителя, а общественная система (курсы, лекции, специальные публикации) только складывается. Выход – неформальные объединения учителей, где собираются и помогают друг другу педагоги с общими профессиональными и жизненными проблемами.
Мы в Советском районе Новосибирска интегрировали возможности всех компонентов системы послевузовского образования: государственный, общественный, неформальный. По предложению городского Центра профессиональной ориентации на базе учебного комбината (УК) создали Информационно-инновационный центр (ИИЦ) освоения образовательной области “Технология”.
В центре помогают самопознанию и саморазвитию личности учителя, проводят психотерапевтическую работу по снижению дестабилизирующей роли механизмов психологической защиты.
Кроме того, информационно-инновационный центр разработал методическое пособие для учителей – поурочное планирование модуля “Профессиональное самоопределение” с приложением методик, тестов, дополнительного материала.
В помощь учителю технологии в ИИЦе также подготовлены:
– разработки уроков для учителя по информационным технологиям;
– методическое обеспечение проектной деятельности как основного метода “Технологии”;
– тестовые задания для контроля усвоения качества знаний по модулям “Домашняя экономика”, “Профессиональное самоопределение”, “Информационные технологии”;
– варианты проектов учеников 8-10-х классов, защищенных в УК;
– материалы на Сибирскую ярмарку, которые были отмечены дипломом.
Но методическая помощь – это полдела. Главное – чтобы учитель мог самосовершенствоваться.
Поэтому за основу работы мы взяли развитие рефлексивной деятельности. Рефлексии преподавателя не учит никто. Специального курса нет ни в программах базового профессионального образования, ни в программах курсов повышения квалификации. Наряду с лекциями, семинарами, тренингами используем организационно-деятельностную игру. Игра помогает педагогу проявить себя, научиться анализировать свою деятельность.
Г. НОГИНА,
зам.директора по учебно-воспитательной работе учебного комбината “Синтез”
Новосибирск
Комментарии