search
main
0

Дыхание серебряного века…

В Москве есть маленькие музеи, о которых не знают даже многие жители столицы, не то что жители отдаленных регионов России. Сегодня мы решили рассказать вам о нескольких литературных музеях, которые вполне могут пополнить знания ваших учеников.

Выйдете на станции метро “Проспект Мира-кольцевая” и завернете налево, пройдете всего метров пятьдесят, и вас встретит громадный, бывший купеческий особняк в стиле “модерн”. В начале двадцатого века это здание приглянулось поэту Валерию Брюсову, и он снял весь первый этаж. Помните знаменитое стихотворение “О, закрой свои бледные ноги!”? Оно создано в этой квартире – в прохладном полуподвальном помещении. Тяжелые шторы кабинета вечно были задвинуты. Потому что, если выглянуть из-за них на улицу, увидишь одни только снующие по тротуару ноги прохожих.
Брюсов был всю жизнь искренно предан Пушкину, и лист, вставленный в его крошечную пишущую машинку, что и сейчас стоит на маленьком столике, содержит пересказ “Медного всадника”. Но у поэта, расскажет вам экскурсовод, был и свой “донжуанский список”, тоже как у Пушкина! Однако Иоанна все равно любила Брюсова и после его смерти на несколько десятилетий осталась в его квартире, стараясь, как только могла, увековечить память поэта.
А Брюсов был удивительно живым человеком! Купеческий сын, он знал семь иностранных языков! У него была прекрасная библиотека, часть которой хранится в музейных шкафах, часть – в “Ленинке”. Он страстно любил путешествовать – тоже, кстати, черта пушкинская. Пытался вступить в “творческое сотрудничество” с сатаной! И увлекался колдовством. Привязывался к вещам и порой не решался расстаться даже с любимым продавленным стулом. Отбил любовницу у Андрея Белого, чему посвятил роман “Огненный ангел”. А на одной из книжных полок его кабинета до сих пор стоит фотография младшей сестры Иоанны, которая нравилась ему едва ли не больше, чем собственная супруга.
Иоанна некогда служила в доме отца Валерия Брюсова и хорошо знала характеры всех членов семьи. Выйдя замуж за поэта, она, прежде горничная, благодаря мужу весьма пополнила свое образование, тоже выучила языки и превратилась в его литературного секретаря и ангела-хранителя. К сожалению, после смерти Брюсова, случившейся на пятом году советской власти, она осталась совсем одна: детей у Брюсовых не было. И сорок лет тщательно оберегала все вещи этого рабочего кабинета именно в том порядке, в котором они находились при жизни поэта.
На верхнем этаже музея собраны портреты и прижизненные издания сочинений других поэтов эпохи серебряного века: Вячеслава Иванова, Маяковского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Максимилиана Волошина…
А один из залов посвящен репертуару московских театров начала века – репертуару, по своему характеру скорее мистико-романтическому, нежели реалистическому. Ставили “Жизнь человека” Леонида Андреева, “Розу и крест” и “Балаганчик” Блока, пьесы Метерлинка и Ибсена… Экскурсию в музей вы можете заказать по московскому телефону 280-43-70.

тот музей открылся всего несколько лет назад. Арбат, 53. Поднимаясь по светлой старинной лестнице на третий этаж, задержитесь на втором этаже! Здесь пока нет музея, но сто лет назад именно в этих комнатах поселилась семья сына историка Сергея Соловьева – Михаила, родного брата философа Владимира Соловьева… Но поднимаемся выше. Вот и мемориальная квартира Андрея Белого (Бориса Бугаева), поэта и писателя, теоретика символизма, некогда всерьез претендовавшего на статус гения.
Квартира небольшая – пять жилых комнат, но расположена прекрасно – в центре Москвы, очень уютная. Кстати, Арбат уже со второй половины девятнадцатого века считался районом столичной профессуры. Неподалеку от Бугаевых, например, жил известный филолог Ф. Буслаев. А сам Белый был сыном профессора МГУ Николая Бугаева.
В музее хранится много подлинных вещей членов этой семьи. И пеленальный конверт младенца Бори, родившегося в 1880 г. И саше, то есть матерчатый пакет для хранения перчаток его матери – известной московской красавицы Александры Дмитриевны. И книги, и фотографии, и письма, и предметы мебели.
Примечательный дом! Этажом ниже, в семье Соловьевых, рос и взрослел сын Сережа, который станет вскоре другом молодого Блока и Андрея Белого. Сюда же в гости к профессору математики Бугаеву заходили Лев Толстой и композиторы – братья Танеевы. Дело в том, что круг увлечений отца Андрея Белого включал в себя и философию, и психологию, и политику, и историю. Отсюда и широкая образованность самого поэта, поддержанная и дополненная знаменитой школой Льва Поливанова, которую закончили также сын Льва Толстого Лев и Валерий Брюсов. Да и пошел вначале Боря Бугаев по стопам папы, поступив на математический факультет Московского университета.
В музее можно увидеть экземпляр первой стихотворной книги Белого – “Симфония (2-я драматическая)”. С этого сборника и началось вхождение поэта в общество символистов, сотрудничество с брюсовскими “Весами”. Но и после кто только не бывал в этой квартире! Поэты Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Блок, философ Павел Флоренский, художник Борисов-Мусатов…
В 1906 г. Белый выехал из отцовской квартиры в Никольский (Плотников) переулок. Но именно Арбат-53 описал он в романах “Котик Летаев”, “Крещеный китаец”, в трилогии “Москва”.
Первые материалы в музей представила Норина, наследница второй жены поэта, К. Бугаевой. А потом из-за границы пришел и архив Аси Тургеневой, первой супруги Андрея Белого. Некоторые документальные материалы сумел сохранить литературный секретарь поэта советских времен – П. Зайцев. Среди наиболее ценных экспонатов – громадная схема-диаграмма “Линия жизни”, вычерченная некогда самим поэтом. Она еще и до сих пор расшифрована не полностью, однако такая работа ведется. Это попытка Белого осмыслить все свои творческие и духовные взлеты, времена торможения и “застоя”. Им самим указаны на схеме и люди, которые в разные периоды жизни имели на него хорошее или дурное, “темное”, влияние.
Школьникам больше известны произведения молодого поэта. Но Белый ушел из жизни лишь в середине тридцатых годов, сумев написать в годы советской власти немало прозаических произведений. Думаю, что ребята с интересом познакомятся и с иллюстрациями, которые сделал сам Андрей Белый к своей трилогии “Москва”.
Телефон музея 241-77-02.

Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте