Андрон Кончаловский – «Чайка». Адольф Шапиро – «Вишневый сад». Миндаугас Карбаускис – «Дядя Ваня». В рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» столичной театральной публике был показан чеховский триптих, три новых взгляда на старого доброго Антона Павловича.
На «Вишневый сад» легендарного Эймунтаса Някрошюса билетов не достать. В «Театре Луны» разгуливает на костылях Ричард III – дитя Альгирдаса Латенаса. В Вахтанговском резвится Хлестаков Римаса Туминаса. Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко, занимает в этой балтийской диаспоре не последнее место. Недаром его, как сына родного, приветил у себя в театре Олег Табаков – значит, разглядел что-то, сделал ставку.
Спектакль «Дядя Ваня» получился спокойный и размеренный, правда, это лишь видимость, верхний слой для отвода глаз. Стоит глянуть чуть глубже, стряхнуть эту легкую пыль – обычный летний день, деревня, духота, скука смертная, ничего, казалось бы, не значащие семейные перепалки, – как обнажится «второе дно», какие-то просто «африканские страсти»! Александр Серебряков (Олег Табаков) – достопочтенный уважаемый профессор, а присмотримся повнимательнее – домашний деспот, несносный брюзга, трус и притвора. Как резво, напрочь забыв о своей хваленой подагре, носится он по сцене, уворачиваясь от ружейных дядиваниных залпов. Елена Андреевна (Марина Зудина), хорошенькая куколка с капризными губками, явная дурочка, на поверку оказывается хитрой, расчетливой двурушницей, коварной соблазнительницей, макбетовской ведьмой. И доктор Астров (Дмитрий Назаров) туда же – говорит о том, что люди должны быть лучше и чище, а сам под покровом ночи пытается чужую жену увести. Но отвратительнее всех, конечно же, сам Иван Войницкий, дядя Ваня (Борис Плотников) – раздавленный жизнью интеллигент, трудяга, под маской которого скрывается развалившийся в гамаке лентяй, неряха, сваливший все хозяйство на плечи безответной племянницы, эротоман и сластолюбец. Приличных людей в этом паноптикуме двое – наивная девочка Соня (Ирина Пегова, актриса «Мастерской Петра Фоменко») да старая нянька Марина (Наталья Журавлева). Им и притворяться нечего, они живут, как умеют, своими повседневными заботами и огорчениями.
Для своего спектакля Карбаускис придумал массу остроумных «штучек»: так, произнося свою знаменитую реплику о том, что в человеке все должно быть прекрасно, Астров закрывает окно на огромной деревянной веранде, и финал о душе и мыслях зритель может прочитать лишь по его губам. А когда Соня, видная нам все из того же окна, страстно и мечтательно рассуждает о небе в алмазах, строители равнодушно и тупо закрывают окна гигантскими ставнями. Мечтай, милая барышня, мечтай…
По мнению Олега Табакова, «Дядя Ваня» – самая семейная из всех чеховских пьес. Так что же тогда в представлении молодого и сумрачного Карбаускиса семья?
Комментарии